Лето в разгаре. Самое время отвлечься от водопада новостей, перезагрузиться, освежить взгляд на реальность, а ещё посочувствовать, улыбнуться, помедитировать, отправиться в путешествие во времени и от души посмеяться. Во многих издательствах и книжных магазинах распродажи. Выбор огромен и крайне разнообразен. Наш литературный обозреватель и тонкий знаток сюжетных хитросплетений Наталья Гудкова выбрала пять совершенно разных авторов, чьи книги смогут скрасить летние вечера, где бы и как бы вы их ни проводили. Этой прекрасной подборкой мы и закроем наш книжный сезон, но мы не прощаемся, а ждём вас в сентябре.
Джонатан Франзен. «Перекрестки». Издательство «Corpus», 2022
Яркая, как летний закат, книга о жизни американской семьи в 70-ые годы уже прошлого века. Роману Франзена можно дать вполне серьезное литературоведческое определение, нечто вроде «значительное произведение в стиле критического реализма». Но «Перекрестки», и в самом деле, не уступают по мощи ни Флоберу, ни даже Толстому. Это подробная история внешне опрятного, но внутренне совершенно расстроенного семейного ансамбля, в котором инструменты то фальшивят, то выбиваются из ритма, то у них, буквально, начинают рваться струны, и они больше не в силах исполнять свои партии. Франзен делает основательный и внимательный разбор каждой детали семейства Хильдебрандтов с ее историей и предысторией, причинами и следствиями, рассматривает каждую мелочь в поведении героев, показывает, как каждый самостоятельный шаг становится важным в общей структуре жизни, и как личный выбор каждого влияет на жизнь всей семьи. Автор рассуждает о вере и о влиянии религиозного воспитания. Но его суждения не однозначны, автор не дает рецептов, а только приводит факты, оставляя читателям пространство для свободных размышлений. Полотно романа «Перекрестки» сплетено из полутонов и, благодаря этому, выглядит объемно и эмоционально увлекает с первых страниц, заставляя внимательно следить за историей каждого персонажа.
Хендрик Грун. «Записки Хендрика Груна из амстердамской богадельни». «Corpus», 2018
Отвлечься от семейных переживаний и взглянуть на жизнь иронично получится с помощью книг Хендрика Груна. Это псевдоним нидерландского писателя Питера де Смета, который долгое время скрывал свою причастность к Груну. Честно скажу, я не могу определиться какая из книг мне понравилась больше – первые «Записки» или «Новые записки». Обе крайне жизнеутверждающие, несмотря на вкрапления черного юмора и капельки философской печали. Обе пробуждают желание жить, что в 83 с половиной, что в 85 лет. Правдивый рассказ о том, что такое дом престарелых и советы, как там жить, а не существовать, как выясняется, может развлечь и повеселить, но ещё и заставить задуматься о быстротечности жизни. Напомнить о том, что дышать полной грудью стоит здесь и сейчас, ведь про завтра, на самом деле, мы знаем не так уж и много. С помощью историй и рассуждений Хенрика Груна получится шире взглянуть на всю жизненную суету, возможно, даже захочется смахнуть с нее пыль и взять пример с жизнелюбивых участников клуба СНОНЕМ («Старые, но не мёртвые»). «Не стоит тратить время на изучение инструкций по использованию жизни. Просто живи. Может, лишний раз упадёшь, но, если сразу встанешь, продвинешься немного вперёд».
Харуки Мураками. «От первого лица». «Эксмо», 2022
Знаете, с годами Мураками становится еще прекраснее и насыщеннее, как выдержанное вино. В эпоху скоростей и клипового мышления, неспешное повествование становится практически медитацией. Поэтичные размышления, внезапные воспоминания, размеренное повествование о любви, одиночестве, смысле жизни, приправленные музыкой, бейсболом и маленькими чудесами. Восемь лиричных новелл. Погружение в прошлое, которое плавно вплетается в настоящее. Автобиографические истории, украшенные мистическими акцентами. Он все тот же Мураками, только проза его стала как будто ещё изящнее и, в тоже время, объемнее и красочнее. Она, как особая разновидность японской акварели гансай, не такой прозрачной, как западная, но, из-за особого состава краски, она выглядит ярче и немного поблескивает. Техника повествования Мураками похожа на работу этой акварелью. Гансай не смешиваются, палитра основана на природных цветах, а для достижения оттенков необходимо просто варьировать насыщенность или набирать одновременно несколько цветов на кисть.
Дарио Фо, Фрака Раме. «Дочь Понтифика». «Лимбус-Пресс», 2022
Дарио Фо был крайне неординарной эпатажной фигурой, своего рода человеком-театром. Режиссер, актер, лауреат Нобелевской премии по литературе в 1997 году, автор сценических фарсов-арлекиниад и документальных политических драм, он был близок левым социалистическим движениям в Италии. Человек крайне незаурядный, которого было сложно понять именно из-за его многослойности и энциклопедических знаний. В своих сочинениях он переплетал комедию дель арте, площадной средневековый театр, цирковую клоунаду, хорошенько сдабривая все это сатирой. Тексты Фо мало переводились на русский. Тем приятнее было увидеть среди новинок книгу «Дочь Понтифика», написанную им в 2014.
Это ироничная, достаточно легкая для чтения, несмотря на материал, книга о жизненном пути знаменитой Лукреции Борджиа. Роман построен на документальной основе, но при этом написан легко и красочно. Как будто смотришь в подзорную трубу с калейдоскопом внутри, крутишь её и увлеченно наблюдаешь за изменениями рисунка, переносясь, как в машине времени, в немного таинственную эпоху Возрождения. Исторические реалии здесь, скорее, лишь декорации. Благодаря небольшим, красочным нюансам, исторические личности перестают быть сухими фигурами из учебника, превращаясь в живых людей со своими страстями, надеждами и мечтами.
«Книга радости». Дуглас Карлтон Абрамс, Далай-Лама XIV и Десмонд Туту.
«Манн, Иванов и Фербер», 2017
«Каждый день всем выпадает шанс начать сначала. Каждый день – наш день рождения».
А завершить свой книжный фьюжн я хочу книгой, которая буквально светится изнутри. Она была издана на русском в 2017 и переиздана в 2022 году. Если до сих пор она не попадалась вам в руки, от всей души советую просто пролистать ее. Глаз сам зацепится за нужные именно вам абзацы. Рассуждения простыми словами с бытовыми, понятными многим примерами из жизни, помогают читателю оказаться на равных с величайшими духовными лидерами, в диалоге об очень важных вещах. Дуглас Карлтон Абрамс, соавтор книги, встретился с Далай-Ламой и архиепископом Кейптаунским Десмондом Туту (первым чернокожим епископом ЮАР) в Дхарамсале в связи с юбилеем тибетского духовного наставника и, на протяжении недели, был свидетелем диалогов двух духовных лидеров о феномене и источниках радости. Записи этих бесед и легли в основу книги. Оказывается, глубокую радость можно найти и в повседневном. И как раз там она будет самая настоящая, наполняющая. В диалогах оба духовных мастера откровенно делятся своими путями осознания и постижения того, что радость – конструкция более сложная, чем счастье. Они рассказывают о человечности, о любви, о внутренней наполненности.
В конце книги приведены практические упражнения, как пробудить свою способность радоваться, как сохранить внутренний стержень, когда одолевают тревоги, печаль и уныние.
Нет, конечно, лидер тибетского буддизма и африканский архиепископ не боги, чтобы претендовать на абсолют, они просто люди, которые через многое прошли и к которым, возможно, стоит прислушаться.
«К чему печалиться, если все можно еще поправить? И к чему печалиться, если ничего уже поправить нельзя?»