12 и 13 июня в тюменском Молодежном театральном центре «Космос» прошли итоговые показы арт-резиденции «Архивация нас». Всего было представлено 8 проектов: инсталляции, спектакли, перфолекция, читка. Показы посетило более 300 человек.
В первый день зрители увидели интерактивную инсталляцию «Молчанка», автофикшн «Инвентаризация». Во дворе около «Космоса» прошел site-specific спектакль на тему отношений между соседями «Привет, сосед», в большом зале Театрального центра — перфолекция «Изобретая повседневность» и спектакль-концерт «История пельмешка».
В программу второго дня вошли инсталляция The wall и пластический спектакль-перформанс на тему старения «Старик и море». Бонусный показ, над которым участники работали самостоятельно, без кураторской поддержки — читка пьесы «Ютубчик как средство борьбы со страхами» Тали Горевой и Камиллы Генераловой.
«Молчанка» — инсталляция в виде рта с динамиком внутри. 7 зрителей находятся в одном помещении с арт-объектом. Им приходят вопросы в чат-бот в Телеграме, они отправляют туда ответы, и затем «рот» озвучивает их. Создатель проекта Артем Адутов предполагает, что после участия зрителю станет легче проговаривать свои мысли и желания, а заявленные темы — секс, деньги и смерть — перестанут мифологизироваться.
«Инвентаризация» — это исследование личной истории через предметы, архивы, воспоминания. Героиня рассказывает о своих взаимоотношениях с отцом с помощью его личных вещей. Один показ одновременно могли посетить три человека.
«Привет, сосед» — site-specifiс спектакль, во время которого зрители собрались во дворе рядом с «Космосом». Цель проекта — напомнить о важности соседских отношений.
Перфолекция «Изобретая повседневность» — это шесть видеоотрывков с маршрутами тюменцев, где они отвечают на вопрос, что для них повседневность. Между записями о повседневности размышляет философ Александр Фокин, преподаватель Антропошколы ТюмГУ. Он шагает по беговой дорожке в костюме Супермена и отвечает на вопросы зрителей.
Спектакль-концерт «История пельмешка» — проект, в котором герой делится переживаниями вчерашнего подростка. Он поет песни из своего плейлиста, танцует, общается с аудиторией.
The wall — инсталляция об исламском феминизме. Зрителям предлагают «поучаствовать в утилизации робота-мусульманки».
«Надо сказать, что каждый проект поднимает какую-то интересную, сложную тему, — говорит драматург, режиссер, студент Школы-студии МХАТ, куратор проекта The wall Ринат Ташимов. — Например, мы с Мадиной Омаровой делаем инсталляцию The wall, тема которой — исламский женский активизм. Изначально это была инсталляция с рукой-роботом, но в процессе общения мы поняли, что это будет нарративная история. Работа была интересной: мы ездили на свалку металлолома для того, чтобы найти части тела героини — робота-женщины».
Пластический спектакль «Старик и море» — это 5 историй пожилых людей, аудиозапись которых звучит на протяжении всего действия. На сцене в это время два хореографа осмысляют эти истории, разматывая клубки нитей, связывая истории и судьбы воедино.
Все работы объединяла тема личного архива. В конце каждого дня проходили обсуждения, 12 июня в обсуждении приняла участие Мария Кожина, театральный критик, эксперт Национальной театральной премии «Золотая маска».
«Мне кажется, у этого проекта есть огромный потенциал, — рассказывает театровед, театральный критик, эксперт Национальной театральной премии «Золотая маска» Мария Кожина. — У него буквально нет предела, потому что можно каждый раз обращаться к горожанам и находить для них тех, кто может с ним работать. Такие проекты работают на создание среды, а она, в свою очередь, работает на наращивание культурного слоя. Вся «Архивация нас» получилась про разных людей, про открытие для себя другого человека».
Напомним, что Театральный центр «Космос» выиграл грант от Президентского фонда культурных инициатив на реализацию проекта «Архивация нас». Летом в рамках проекта в Тюмень на гастроли приедет танцевальный перформанс SAK-SOK театральной площадки MOÑ (Казань), спектакль-тренировка «Как перестать стесняться и полюбить себя» «Пространства 25» при Омском Государственном «Пятом театре» и аудиальный перформанс [сыра́ земля] КОРОМЫСЛИ. Глава 2 арт-резиденции фестиваля «ХАОС» (Новосибирск).