В Электротеатре Станиславский продолжаются показы спектакля итальянского режиссёра и педагога Алессио Нардина «Сон в летнюю ночь». Нардин — один из ключевых мировых специалистов по искусству комедии дель арте, ранее он занимал пост художественного руководителя Международного фестиваля масок в Венеции и был режиссёром шоу комедии дель арте Венецианского карнавала.
С труппой Электротеатра он познакомился на спектакле Бориса Юхананова «Пиноккио», где создал обновлённый способ освоения техники комедии дель арте, а для актёров провел специальный тренинг. Для постановки «Сна в летнюю ночь» он привёз чемодан итальянских масок, чтобы актёры смогли попробовать различные типажи. Снятые с актёров мерки были отправлены в Италию, где для каждого была изготовлена персональная маска.
Пьеса «Сон в летнюю ночь», предположительно, была написана Шекспиром к свадьбе английской аристократки и покровительницы искусств Элизабет Кэри, так что в неё закладывался скорее развлекательный, нежели глубоко философский смысл.
«Весь мир – игра», как говорил знаменитый драматург, и чем она закончится, зависит только от решения режиссёра и настроения актёров в настоящем.
В интерпретации пьесы Нардина актёры попробуют ответить на вопрос: а чей это сон? Что есть реальность: мир жителей Афин или эльфов, а может это пресыщенные правители дремлют в своих покоях? Излюбленный театральный приём Нардина — ставить всё с ног на голову, переворачивать и искажать. И если в театре времен Шекспира женщин играли мужчины, то здесь по задумке режиссёра, некоторых мужчин (Тезей, Лизандр, Боб) играют женщины. Четыре мира будут бороться за статус реальности или сна. Мир Афин — города, где всё структурировано, подчинено закону и власти, — миру Тезея, Ипполиты, Эгея. Мир Леса, где волшебство живёт в гармонии с природой, капризно выражая свои эмоции, становясь стихией, способной нести как разрушении, так и созидание, — мир Оберона, Титании, Пэка и ведьм. Театр ремесленников, пытающихся приблизится то ли к богам, то ли к власти. Мир влюблённых, который, по сути своей, всегда немного нереальный.
Мир леса взволнован: разлад Оберона и Титании влияет и на мир людей. А игры богов «людскими судьбами» весьма опасны. А возможно, это всего лишь сон, который видит королева фей. Сон, в котором Тезей, властитель Афин, единственный захватчик земли амазонок, готовится к свадьбе с покорённой Царицей — Ипполитой (Екатерина Кудинская). Где разгневанный Эгей (Дмитрий Мягкий), обвиняет возлюбленного своей дочери Гермии (Юлия Абдель Фаттах) Лизандра (Вера Кузнецова) в колдовстве, а Елена (Мария Беляева), подруга Гермии, влюблена в выбранного отцом для Гермии жениха Деметрия (Павел Кравец).
Итак запутанную историю усугубляет приём гендерного перевертыша. Мало того, что не понятно кто грезит, а кто бодрствует, так ещё и ярко рыжая копна Лизандра – Юлии и женское лицо, неприкрытое по прихоти режиссёра маской, вводит в заблуждение и путает.
А тем временем наши персонажи уже находятся в бегах, продираясь сквозь лес. Явь это или уже чей-то сон? Мир леса развлекается и наводит свои чары. И только Пэк пытается безуспешно контролировать ситуацию, исправляя свои же ошибки, приведшие к путанице и лёгкому хаосу. Кто кого любил, кто кому невеста? Всё окончательно запутывается.
В том же лесу проводят репетицию ремесленники, готовящие представление к свадьбе Тезея и Ипполиты. Мало того, что эти несчастные и так пребывают в новом статусе – актёрском, так ещё изучение «Прежалостной комедии Пирама и Фисбы», поиск на полу «зерна роли» прерывается тем, что главный актёр Моток, ткач (Дмитрий Мягкий) становится жертвой чар.
Или это всё сон Титании, которая благодаря чарам, наложенным слугой Оберона Пэком, волшебным образом влюбляется в ткача, которому Пэк дал голову осла? А тем временем между рядами прогуливается представитель Мира Афин или Мира Эльфов или… быть может это уже зритель дремлет и видит во сне чумного доктора, с огромным клювом и в шляпе, опрыскивающем между рядами волшебной жидкостью. Или это все шалости Пэка?
Так или иначе к концу третьего акта баланс миров восстанавливается. Влюблённые оказываются во взаимных парах, а представители волшебного мира перестают играть людскими судьбами и заново обретают друг друга. Новоиспечённые актёры играют свою интерпретацию истории Пирама и Фисбы, путая текст, издавая дикие звуки и заставляя публику смеяться.
«Доброй ночи вам, друзья!» — говорит облаченный в черное плутишка Пэк и завершает спектакль. Зрители покидают зал навстречу московской прохладе и размышлениям о реальности сна.
Фотографии предоставлены пресс-службой. Автор Олимпия Орлова