ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ, ВЕДУЩЕЙ ВНИЗ

Ксения Вишневская

Уж сколько раз твердили миру – на свете счастья нет! Никто верить не хочет. Каждый, отправляясь за ним на охоту, втайне надеется, что вот уж ему-то непременно повезёт. Почему? Да ни почему! На том простом основании, что он же достоин всего самого лучшего: зря что ли талдычат об этом из каждого утюга – и не захочешь, а поверишь. Вирус этот поражает душу, гораздо быстрее, чем омикрон – тело. Но лекарство существует. И вполне себе сильнодействующее – сатирическая комедия. Жанр на отечественных подмостках не так чтобы очень распространенный, поскольку публика предпочитает комедии положений, в крайнем случае – лирические, то есть, когда весело и хэппи-энд на закуску. А сатирическая – это когда сначала весело, а потом страшно и в финале, как правило, ни намека на вожделенное «хэппи».  

К выдающемуся режиссёру Николаю Павловичу Акимову, отцу-основателю театра Комедии (тогда ещё ленинградского), как нельзя более подходит ёмкое пушкинское определение «сатиры смелый властелин». Его спектакли были остры и злободневны – Акимовым двигало неутолимое стремление вытравить в душе человеческой все низменное, подлое, мерзкое. Николай Павлович верил, что театру это по силам. Верит в это и Татьяна Казакова, возглавляющая труппу уже больше четверти века. Верит, несмотря на то что мишеней для сатиры в нашей жизни становится всё больше.

На этот раз Казакова выбрала для постановки одну из лучших пьес французского драматурга Фелисьена Марсо – «Яйцо». В ней есть всё – фарс, мелодрама, даже детектив, но первенство остаётся за сатирой. Отечественному зрителю имя драматурга практически неизвестно, хотя, у себя на родине в середине прошлого века Марсо – член Французской академии, лауреат Гонкуровской премии – был весьма популярен.

Яйцо – объект в высшей степени загадочный. Пока скорлупа цела, ни за что не угадаешь, кто под нею прячется – гадкий утенок, который непременно станет прекрасным лебедем, или плотоядный ящер, готовый рвать зубами каждого, кто подвернётся ему под когтистую лапу.

Эмиль Мажис – наивный, пылкий, искренний – на прекрасного лебедя, конечно, не тянет, скорее, на какого-нибудь, вполне заслуживающего уважения, селезня. Но скромный птичий двор как среда обитания его явно не устраивает. Он грезит о золочёной клетке в барских хоромах. Чтобы её заполучить, только и нужно, что побыстрее разобраться, как действует «система» и встроиться в неё. Александр Матвеев демонстрирует деградацию своего героя буквально в пошаговом режиме – простодушный юноша превращается в подонка и мерзавца. Предать самого себя оказывается проще простого.

Особенно, если перед тобой такие убедительные примеры для подражания и отличные наставники. Сестра Мажиса ничтоже сумяшеся идёт под венец с изменившим ей женихом. Виктория Криулина прекрасно отыгрывает извечное женское заблуждение – лучше быть нелюбимой женой, чем брошенной невестой. И неврастеничка маменька (о, как бравурно-эксцентрична в этой роли Елена Мелешкова) с ней в этом абсолютно солидарна. Расторопный Гюстав (Сергей Романюк), вознамерившийся было сбежать от недалёкой толстушки-простушки к утончённо-возвышенной барышне по имени Жюльетт (Анна Саклакова), на самом деле предает их обеих, ну, и себя заодно. А устраивает это всеобщее «семейное счастие» наш Эмиль: в благодарность за то, что Гюстав помог ему с приличной работой, он доносит на него несчастной Жюльетт, не подозревавшей о сватовстве.

Но подлинными виртуозами в искусстве предательства являются те, в чьё общество так стремится попасть Мажис. Почтенный отец семейства Бертулле (Дмитрий Лебедев) вводит в дом (где, между прочим, три дочери-красавицы на выданье) человека без роду и племени, всё достоинство которого заключается в ловкости рук – Эмиль отличный партнер в карточных играх. И этот «талант» обеспечивает Мажису не только руку одной из дочерей Бертулле, но и протекцию всесильного мсье Раффара (Сергей Русскин), начальника отдела в некоем министерстве. У кого Мажису и учиться ловкости рук, как не у этого обаятельного и беспринципного «кукловода». «Я думаю, мы все должны быть государственными служащими, – иронично бросает в зал Мажис-Матвеев, – нам же не работа нужна, а должность!» И публика отвечает ему дружным смехом.

В юности Мажис мечтал о любви. И чтобы непременно как в песне: «Она вошла в мою жизнь и сделала её прекрасной». Юношеские неудачи и абсолютно гротескный первый опыт развеяли наивные мечты. Вторым шагом к прозрению становится красотка Роза (Анастасия Антропова), а дальше… «Любовь – это лестница в темноте. Идёшь и не знаешь, сколько ступенек там ещё осталось» — к такому выводу приходит Эмиль, и, хотя, ему нравится младшая из дочек Бертулле – шалунья Шарлотта (Александра Дроздова), не колеблясь, женится на старшей – задумчивой Гортензии (Анастасия Грачёва). А что делать – в этом семействе дочки должны идти замуж по старшинству. Не отказываться же от выгодного родства ради ещё одной ступеньки на тёмной лестнице!

Дороже всех за предательство себя и своих чувств заплатят Гортензия и Виктор (Денис Зайцев). Они любили друг друга. Он уехал в дальние края за деньгами и славой и перестал напоминать о себе. Она, решив, что любимый человек забыл о ней, вышла замуж за другого. Могла отказаться. Но не сделала этого. И всё бы ничего – стерпелось, хоть и не слюбилось. Да вот беда – первая любовь неожиданно вернулась. Старый как мир сюжет. Сходящий с ума от ревности и сознания собственного ничтожества Мажис приведёт в исполнение хитроумно задуманный план мести – жена окажется в могиле, её возлюбленный, обвинённый в убийстве, которого не совершал, отправится на каторгу. А Эмиль, гордясь собой, швырнет в лицо этому лживому миру: «Ну что, как по маслу, Система!» Да, действительно – всё прошло как по маслу. И то, что он сам угодил на каторгу гораздо раньше своего соперника, Мажису ещё предстоит понять. А нам, зрителям – найти в сердце каплю сочувствия человеку, так бездарно распорядившемуся своей жизнью.  

Татьяна Казакова не стала «осовременивать» пьесу, написанную в середине минувшего века: дамы восхитительны в своих нью-луковских нарядах, мужчины с небрежной элегантностью носят «правильные» костюмы (сценография и костюмы – Стефания Граурогкайте), молодёжь азартно отплясывает рок-н-ролл (хореограф – Яна Дынько). Прямое высказывание режиссёра не устраивает: имеющий уши – услышит голос сегодняшнего дня, имеющий глаза – различит его гримасы. Не зря же главным героем спектакля становится человек, честно рассказывающий о том, как он взобрался на вершину успеха, и какая панорама ему оттуда открылась. Ну, чем не «исповедь сына века» …

Фотографии предоставлены пресс-службой. Автор Леонид Торопов

Author

Поделиться: