ПРОЕКТ НОВОГО ПРОСТРАНСТВА ТЕАТРА КАМАЛА РАЗРАБОТАЕТ КОНСОРЦИУМ АРХИТЕКТОРОВ ИЗ РОССИИ, ГЕРМАНИИ И ЯПОНИИ

Анастасия Павлова

На фото — проект-победитель конкурса / пресс-служба

Объявлены итоги Открытого международного конкурса на разработку архитектурной концепции Татарского государственного академического театра им. Галиасгара Камала. Победителем стал Консорциум под лидерством бюро «Ваухаус» (Москва, Россия), в который входят бюро Kengo Kuma & Associates (Токио, Япония), Werner Sobek AG (Штутгарт, Германия), «ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича» (Казань, Россия). Реализация проекта-победителя запланирована на 2026 год.

Конкурс проходил в два этапа. Его география охватывает 87 компаний из 14 стран. 537 архитекторов со всего мира отправили заявки на участие в конкурсе. На втором этапе, в октябре 2021 года, было выбрано восемь консорциумов-финалистов.

В жюри конкурса под председательством мэра Казани Ильсура Метшина вошло более 30 представителей мира архитектуры, городского развития, театрального искусства. Среди них: директор премии Aga Khan Award Фаррух Дерахшани, главный режиссер Театра Камала Фарид Бикчантаев, основатель Archdaily.com Дэвид Базульто, первый заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы Сергей Кузнецов, народная артистка России Чулпан Хаматова, художественный руководитель Государственного театра наций Евгений Миронов, художественный руководитель Электротеатра Станиславский Борис Юхананов.

«Значение театра сложно переоценить не только для Казани, но и для всего татарского мира, — говорит председатель жюри Ильсур Метшин. — Именно поэтому президент Республики Татарстан Рустам Минниханов поставил задачу подойти к реализации проекта нового здания театра с максималистских позиций.

 К проектированию всех территорий и объектов, имеющих для города особое значение, мы привлекаем международные силы ― это становится традицией. Так, набережная озера Кабан в ее нынешнем виде ― результат международного конкурса. И хотя на начальном этапе было немало скептиков, мы получили набережную, которая сейчас любима как казанцами, так и многочисленными гостями города. Такого же достойного результата мы ожидаем и от этого конкурса.

 Театр находится на озере Кабан, в самом сердце Казани. Очень важно, чтобы новое здание гармонично вплелось в контекст набережной озера Кабан и всей Старо-Татарской слободы, став ее достопримечательностью».

Тремя лучшими были признаны концепции: консорциума под лидерством ООО «Ваухаус» (Москва, Россия), в который входят Kengo Kuma & Associates (Токио, Япония), Werner Sobek AG (Штутгарт, Германия), ООО «ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича» (Казань, Россия); консорциума под лидерством Bespoke (Казань, Россия), в составе: «Асиф Хан» (Лондон, Англия), Charcoalblue (Лондон, Великобритания), AKTII (Лондон, Великобритания), Atelier Ten (Глазго, Великобритания) и консорциума под лидерством ООО «Метрополис» (Москва, Россия), включающего Кооп Химмельблау Вольф Д. Прикс & Партнеры (Вена, Австрия) и ООО «Мириада групп» (Казань, Россия). Они получат вознаграждение в размере 2,5 млн, 1,5 млн и 1 млн рублей соответственно. 

Новое пространство не имеет аналогов в стране. Впервые в постсоветской культуре театр будет создан в точном соответствии с запросами коллектива: у труппы появятся возможности для экспериментов с технологиями и пространством, проведения современных форматов — от лекций до перформансов. В то же время новый Театр Камала призван стать дружелюбным инклюзивным местом, востребованным у посетителей, демонстрируя, каким разным может быть современный театр.

Перед конкурсантами стояла нетривиальная задача: с одной стороны, выполнить условия функционального задания, которое было составлено вместе с представителями театрального коллектива. С другой — в процессе знакомства с местом, актерами и зрителями суметь почувствовать и отразить в архитектуре здания облик «сердца татарского народа».

Важная миссия конкурса — бережная работа и переосмысление в архитектуре той части национальной культуры, которую на протяжении десятилетий хранит и транслирует труппа театра. Став новой архитектурной доминантой, здание не утратит связи с контекстом — уникальной экосистемой цепочки озер Кабан, центром насыщенной городской жизни. Театр станет еще одним местом притяжения для казанцев и гостей города.

«Огромная работа велась полгода, — рассказывает член  жюри, худрук Театра Наций, Евгений Миронов. — Как к этому отнеслись организаторы, говорит о том, что все болеют по-настоящему, душой, чтобы театр получился лучшим. Мне нравится честная атмосфера конкурса, где каждый может высказаться. Здесь есть и актеры самого театра, и архитекторы, и историки — представители очень разных сфер и слоев.

 А сами концепции свидетельствуют о том, как участникам конкурса удалось буквально „вживиться“ в фактуру жизни Татарстана, проникнуть в атомы идентичности, культуры, истории татар.

 Мы выбираем не на сегодняшний день, а на будущее. Сегодня мои чувства и мнения профессионалов совпали».

Финалисты создавали концепции с опорой на особенности места и глубинные потребности тех, кто здесь работает и живет. Важным решением в ходе подготовки конкурса стал «Тамашачы тамашасы» — спектакль в формате «театра горожан», где казанцы, непрофессиональные актеры, поделились со сцены своими ожиданиями о будущем театра. Архитектурная экскурсия, ток-шоу «Театр Камала в 2056 году», вовлекающая экскурсия по театру, серия установочных семинаров и 45 индивидуальных консультаций с представителями города Казани и коллектива театра — лишь некоторые из шагов на пути от начала работы консорциумов до презентации готовых концепций жюри. 6 уникальных аналитических материалов ученые и деятели культуры создали для финалистов, 75 экспертов в области истории и этнографии помогали участникам прочувствовать дух места и понять содержательную культуру жителей.

 

Описание концепции-победителя:

Геометрия нового театра навеяна редким природным явлением: «ледяными цветами» на озере Кабан. Зимой объем сольется с окружающей средой и станет частью облика озера. Летом единение с природой места будет обеспечено за счет многогранного отражения прозрачных фасадов в водной глади. «Заостренность», устремленность — характерные черты татарской культуры, архитектуры и искусства.

 Новое здание задумано как часть топографии места, как парк с пешеходными маршрутами и рекреационными зонами, интегрированными и продолжающими существующее благоустройство набережных. Форма, вдохновленная самой татарской душой: острая/закрытая снаружи и мягкая/гостеприимная внутри. Концепция освещения — зажечь теплое нутро фойе и постепенно растворить свет треугольными панелями фасада. Яркая орнаментальная отделка панелей в интерьере отсылает к традиционным татарским изделиям и создает теплую атмосферу.

 Фойе как «городская гостиная» визуально соединяет город и озеро. Входы со всех сторон здания создают маршруты движения посетителей, а также обеспечивают естественный свет и вентиляцию. Концепция создает комфортную среду и удобные маршруты для всех работников театра: просторный этаж для артистов и администрации, комфортное размещение всех мастерских. Минимизируется площадь подземного этажа, чтобы облегчить доступ и обслуживание, а также снизить стоимость строительства и эксплуатации.

Инициаторами конкурса являются Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов и Татарский государственный Академический театр им.Г.Камала. Конкурс проходит при поддержке Правительства Республики Татарстан, Министерства культуры Республики Татарстан, Исполнительного комитета города Казани и Фонда «Институт развития городов Республики Татарстан». Оператором Конкурса выступает Международная урбанистическая лаборатория «ЦЕНТР Lab».

 

Author

Поделиться: