Ещё наше всё — Александр Сергеевич Пушкин — говорил: «Коль мысли чёрные к тебе придут, откупори шампанского бутылку иль перечти «Женитьбу Фигаро». С тех пор театры следуют этому совету, а мы можем увидеть разные вариации сюжета о самом умном и находчивом слуге.

В Большом театре к истории про «Севильского цирюльника» обратился режиссёр Евгений Писарев. Он уверен, что «с Россини спорить невозможно». Так и родилась шутливая версия знаменитой оперы, главным приёмом которой стал «театр в театре». Сцена, куда поднимаются актёры, — пространство возвышенное, там меняется пластика, внешность, манера речи и поведения, а в «закулисье», которое находится ниже идёт повседневная жизнь.
Увидеть и услышать оперу можно 5 и 6 марта. Начало в 19.00

Вторую музыкальную версию оперы Россини в постановке Александра Тителя можно послушать в Московском академическом музыкальном театре им. К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко.
«Действие «Севильского цирюльника» происходит… Собственно, это не так уж важно, когда и где. У Бомарше в ремарках указаны «старинные испанские костюмы» персонажей, у Россини действие отнесено в XVIII век, который для Бомарше был не «старинным», а вполне ему современным. В одном из известных спектаклей Парижской оперы история, сочиненная Бомарше и Россини вовсе то ли про турок, то ли про мавров. При любом раскладе – ситуации и персонажи все те же: хитрый, склонный к авантюрам простолюдин Фигаро, Граф (согласимся, что во многих странах графы есть и сегодня), пожилой мужчина по имени Бартоло и его молоденькая воспитанница Розина. Ситуации и персонажи – это главное. А еще важно, что Джоаккино Россини, определивший жанр своей оперы, как opera buffa, написал гениальное сочинение, полное энергии, «типичных», но от этого не менее жизненных перипетий, а его герои, равно, как и герои Бомарше (как известно, Фигаро Бомарше и вовсе списывал с себя самого) вполне достоверны», — пишут на сайте театра.
Отправиться в Севилью можно уже 9 февраля.

Уже ставший легендарным спектакль Марка Захарова «Женитьба Фигаро» по-прежнему идёт в Ленкоме. В далёком 1993 его посвятили Андрею Миронову.

Как отмечают создатели, главный секрет успеха — в характере главного героя: талантливый Фигаро потерпел крушение во всех своих общественных и творческих начинаниях, но он полон достоинства, созидательной силы, жизнелюбия, и главное — он влюблен. Именно из-за любви на его долю выпадает «безумный день», в течение которого ему предстоит плести интриги, выкручиваться на суде, обрести потерянных родителей, испытать предательство друга, мнимую измену молодой жены, но при этом не потерять веру ни в любовь, ни в самого себя…»
Посмотреть его можно 15 и 16 февраля.

Завершаем нашу небольшую подборку комической оперой Микаэла Таривердиева «Женитьба Фигаренко», которая идёт в Геликон-опере.
Над оперой «Женитьба Фигаренко» Микаэл Таривердиев работал в 1989–1990 годах, рассчитывая на постановку в Московском камерном театре Бориса Покровского. Сюжет — ремейк «Свадьбы Фигаро» Моцарта. Все девять персонажей, перекочевавших из комедии Бомарше, фигурируют под измененными, но узнаваемыми именами. Фигаро стал Фигаренко. Он тоже парикмахер, хочет открыть частную парикмахерскую. Сюзанна стала Сюзоновой, она невеста Фигаренко и помогает ему в осуществлении его идеи. Граф Альмавива стал Евграфом Альмовивовым, заместителем начальника горисполкома, Керубино — Керубиновым, столичным журналистом.
Закрученный сюжет, тайные свидания, интриги, переодевания — все, как в опере «Свадьба Фигаро», сюжет которой перенесен в советскую эпоху.
Поставил оперу Дмитрий Бертман, а играют в ней его ученики — выпускники ГИТИСа.