5 ВЫСТАВОК ЯНВАРЯ: ОТ ЮГОСЛАВИИ ДО ИСКУССТВА БУДУЩЕГО

Праздники подходят к концу, но выходить из них надо постепенно. Анна Оконова приглашает вас окунуться в тишину музейных залов и познакомиться с выставками, открывшимися в конце декабря.

МАРТИНА ГРЛИЧ «ГИПЕРМНЕЗИЯ»

FRAGMENT GALLERY

15.12.21 – 26.01.2022

В своих живописных работах, созданных на основе фотографий, снятых во времена социалистической Югославии, Грлич исследует феномен памяти и воспоминаний.

Используя фотоснимки из старых семейных альбомов, на которых запечатлены сцены из повседневной жизни, художница через личные истории размышляет об общественных изменениях и трансформациях, связанных в том числе со сменой идеологии.

В качестве названия московской выставки художницы был выбран термин «гипермнезия» – обозначающий вид нарушения памяти, ее патологическое усиление, аномальное обострение, которое может появляться, например, в удержании в памяти большого количества малосущественных деталей. Как правило, гипермнезия возникает вследствие аффекта, действия гипноза или наркоза.

Сочетая вымышленные элементы и образы из архивных фотографий, зафиксировавших некогда существовавшую реальность, Мартина Грлич размышляет о ненадежности человеческой памяти, неуловимости и неоднозначности воспоминаний и о хрупкости и быстротечности жизни.

Гиперболизированные повседневные предметы – праздничные атрибуты, детские игрушки, безделушки, рождественские украшения – лишенные своего привычного контекста, переносятся художницей из области реального в пространство символического и сюрреалистического. Ссылаясь на мир, которого больше не существует, художница создает воспоминания, выходящие за рамки простой автобиографии – ее ностальгические работы становятся отражением общественной позиции, набором фантазий и наивных суеверий

ТЕАТР СЕРГЕЯ АЛИМОВА

ДОМ-МУЗЕЙ М.Н. ЕРМОЛОВОЙ

17.12.21 – 30.01.2022

Создателями проекта совместно с Бахрушинским музеем выступили Государственный академический Центральный театр кукол им. С.В. Образцова и вдова художника Наталья Михайловна Августинович – искусствовед, Член Московского союза художников и «Ассоциации искусствоведов».

Около 100 предметов представят зрителям авторский стиль художника. Это 60 эскизов декораций и театральных кукол к спектаклям разных лет и 20 авторских кукол к различным спектаклям, среди которых «Пиковая дама», «Ночь перед Рождеством», «Дон Кихот», «Путешествия Гулливера» и многие другие. А фото-коллажи покажут, с кем и как проходил свой творческий путь художник от первых спектаклей к последним.

Народный художник России, мультипликатор и книжный график Сергей Александрович Алимов знаком практически каждому жителю страны, как «папа львы Бонифация», «Топтыжки» и многих других героев мультфильмов. Как главный художник Театра кукол имени Образцова за 20 лет в соавторстве с режиссером Екатериной Образцовой — внучкой основателя кукольного театра, он поставил десятки спектаклей, составляющих славу этого театра.

Посетители оценят авторский взгляд на переосмысление литературной классики для создания спектаклей. Персонажи знакомые с детства будут показаны во всем многообразии творческих решений художника. Зрители смогут увидеть самые разные образы театральных кукол, как человеческих персонажей, так и персонажей животных.

Работая над спектаклем, художник Сергей Алимов создавал большую кукольную поэму, вкладывая душу в каждую куклу, наделяя ее особым характером и узнаваемыми чертами. Куклы в его руках буквально оживали, становясь реальными героями спектакля – эта уникальная пластика вызывала у зрителей ощущение, что кукольный персонаж меняет выражение лица как настоящий актер.

За этот особенный алимовский стиль художника называли мастером «фантастического реализма», а сам он считал, что художник — лучшая профессия в мире и всем своим образом жизни, поведением и творчеством подтверждал эту формулу.

На фото — AES+F. Турандот 2070. 2020. Мультимедийная трехканальная инсталляция /сайт МАММ

ПЕРВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ БИЕННАЛЕ «ИСКУССТВО БУДУЩЕГО»

МАММ

21.12.21 – 03.04.22

Биеннале представит художественные проекты на основе новейших технологий Индустрии 4.0 (нейросети, робототехника, 3D-анимация, виртуальная и дополненная реальность), рефлексирующие те изменения, которые технологии привносят в жизнь каждого человека и общества. Интерактивные инсталляции позволят зрителям стать соучастниками творческого процесса.

В офлайн-программе биеннале участвуют 60 проектов, 23 из которых — проекты иностранных участников, в том числе таких звезд мирового современного искусства, как израильская художница Михаль Ровнер, международная арт-группа teamLab, британские художники Stanza, Энтони Гормли, Филип Колберт, Эд Форниелес и Random International, исландский художник Олафур Элиассон и др. В биеннале принимают участие классики российского современного искусства: группа AES+F, Павел Пепперштейн, Аристарх Чернышев и др. Среди российских художников — 16 выпускников Школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко, получивших российское и международное признание: Михаил Максимов, Анна Ротаенко, Наталья Алфутова, Валентин Фетисов и др.; широко известный своими интернет-арт проектами и постинтернет-арт проектами Дмитрий Кавка; такие художники из Санкт-Петербурга, как Максим Змеев и YOmoYO (Максим Свищёв); художница из Краснодара Екатерина Попович; творческая группа «Музей вечно играющих аттракционов» (Анастасия Крохалева и Денис Перевалов) из Екатеринбурга; художницы Кира Вайнштейн из Великого Новгорода, Анна Толкачева из Нижнего Новгорода и Катя Пряник из города Пушкино и др.

В параллельную программу биеннале войдут проекты, которые будут представлены в «Лаборатории Принятия Будущего» (ВДНХ, павильон № 2) и выставка «Код искусства» в галерее ГРАУНД Солянка (куратор: Елена Никоноле).

На фото — иллюстрация Gilbert and George, Beard Beers / Галерея Тадеуса Ропака

МНОГООБРАЗИЕ. ЕДИНСТВО. СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО ЕВРОПЫ. БЕРЛИН. МОСКВА. ПАРИЖ

ЗАПАДНОЕ КРЫЛО НОВОЙ ТРЕТЬЯКОВКИ

23.12.21 – 13.03.22

«Многообразие. Единство» — грандиозный международный выставочный проект, представляющий работы, созданные за последние 30 лет как звездами современного искусства, так и совсем молодыми художниками и художницами, с которыми зрителю предлагает познакомиться группа кураторов из разных стран Европы. 

Настоящая выставка — это рассказ о европейской действительности, где каждое произведение отражает проблемы, которые волнуют наше общество сегодня. Художники меняют наш взгляд на актуальные вопросы, предлагают решения политических противоречий. Они воплощают неоднозначное европейское настоящее, дают представление о разных поколениях, гендерах и регионах, а также демонстрируют своими творениями невероятную жизнеспособность европейской художественной среды, простирающейся далеко за пределы Европейского союза. Темы, которые они поднимают в своих работах, связаны с жизнью европейского общества: политическими и правовыми свободами, национальной и личной идентичностями, равноправием и взаимоуважением, социальной ответственностью и устойчивым развитием. 

Выставка продемонстрирует размах и разнообразие европейской культуры и привлечет внимание к вопросам единства во времена нестабильности. В экспозиции исследуется современное европейское искусство, созданное после падения железного занавеса, подчеркивается важность межкультурного диалога в наши дни.

Выставка включает работы 90 важнейших современных художников, представляющих разные поколения и регионы Европы. Среди них Илья и Эмилия Кабаковы, Аннет Мессаже, Вольфганг Тильманс, Мона Хатум, Олафур Элиассон, Ансельм Кифер (ниже приведен полный список участников) и другие. 

THE LONKA PROJECT. ЧЕЛОВЕК ПОД НОМЕРОМ

ЕВРЕЙСКИЙ МУЗЕЙ И ЦЕНТР ТОЛЕРАНТНОСТИ

30.01.22 – 10.04.22

Еврейский музей и центр толерантности представляет выставку «The Lonka Project. Человек под номером». Она станет частью международного фотопроекта о людях, переживших Холокост, и покажет более 60 портретных снимков. 

История проекта «Лонка» началась в 2018 году. Элеонора (Лонка) Насс прошла через Шоа, однако редко рассказывала детям о своем опыте. «Я выросла в доме молчания, – рассказывает Рина Кастельнуово, дочь Лонки. – Я знала, что такое казарма и кто такие нацисты, но, когда в одночасье умерла моя мать, ответственность за прошлое перешла на нас».

После смерти матери Рина и ее супруг Джим Холландер, фоторепортеры, специализирующиеся на ближневосточной тематике, обратились к профессиональным фотографам с просьбой создать портреты людей, переживших Холокост, и записать их воспоминания. Критериев для фото не было никаких: это мог быть цветной или черно-белый снимок, сделанный с любого ракурса. 

Мировое фотосообщество откликнулось на просьбу: более 300 фотографов из 30 стран приняли участие в проекте. В их числе – члены агентства Magnum Алек Сот, Жиль Пересc и Эли Рид, лауреаты World Press Photo Эд Каши и Джейн Эвилин Этвуд, а также Роджер Баллен, известный своим сотрудничеством с группой Die Antwoord. 

Каждый из них смог по-своему передать хрупкость и силу выживших женщин и мужчин. На фотографиях оказались Анита Ласкер-Вальфиш – виолончелистка, игравшая в женском оркестре в Освенциме; британский стрит-фотограф Дороти Бом; Лилиана Сегре – пожизненный сенатор Италии; чемпион-тяжелоатлет сэр Бен Хельфготт и оскароносный кинорежиссер Клод Лелуш. 

Кураторами выставки в Еврейском музее стали Анна-Патрисия Кан, директор галереи CLAIRbyKahn в Цюрихе, член проекта «Лонка»; куратор фотографических проектов Нина Гомиашвили и куратор Еврейского музея и центра толерантности Лия Чечик. Из международного проекта они отобрали больше 60 снимков. 

В своем выборе кураторы стремились отразить эмоциональный диалог между фотографами и выжившими: «Мы являемся последним поколением, у которого есть исключительная возможность скрестить взгляды эпох и услышать личные воспоминания людей, переживших Холокост», – подчеркивают они. 

«Лонка» продолжает пополняться новыми работами. Еврейский музей выступил в качестве партнера глобального проекта и пригласил к участию в нем российских фотографов. К «Лонке» присоединились Егор Заика, Ольга Изаксон, Мария Груздева и Анна Шмитько – они сделали портреты прошедших через Шоа россиян. 

В их числе – драматург Александр Гельман и театральный режиссер Кама Гинкас.

 

%d такие блоггеры, как: