В СТРАНЕ НЕВЕЧНЫХ КАНИКУЛ

Анастасия Моисеева

Кидалты – взрослые дети – как явление возникли в начале двухтысячных годов. Психологи били тревогу: вчерашние подростки не хотели взрослеть и приобретать полезные с точки зрения общества навыки. Они продолжали играть в компьютерные игры, носили футболки со смешными принтами и неприятно удивляли старшее поколение своей наивностью и непосредственностью.

Этим «новым взрослым», их ужасу перед взрослением, необходимостью приобретения реального опыта посвящён спектакль Марфы Горвиц «Урожай» по пьесе белорусского драматурга Павла Пряжко в Театре на Таганке.

Марфа Горвиц – выпускница Мастерской Сергея Женовача, лауреат премии «Золотая маска» – известна своими постановками для детей и подростков. В новом спектакле она исследует мировоззрение людей, не желающих расставаться с юностью, их нежелание взрослеть и беспомощность перед жизнью, при помощи тех же инструментов, что оставили себе невзрослые взрослые – компьютерного квеста, симулятора жизни, где всё происходит как бы не всерьёз.

Сюжет пьесы незатейлив: молодые люди собирают яблоки в саду. Пространство сцены, оформленное художником-постановщиком Николаем Смирновым, похоже на игровой симулятор райского сада: серая фактура пола и кроны огромной яблони (то ли древа познания, то ли мирового древа), ствол – колонна из ящиков с яблоками – красными мячами, такие же ящики хаотично расположены по краям огромной воронки. Всё безлико и схематично. Это функциональное пространство, в котором нет ничего лишнего, создано для того, чтобы участники, не отвлекаясь, могли пройти простой квест: собрать фрукты, получить навыки работы в команде и пройти дальше. Атмосферу компьютерной игры создаёт ещё и тщательное проговаривание героями не только своих реплик, но и авторских ремарок. При этом происходящее на сцене не всегда соответствует озвучиваемым действиям, что привносит в спектакль элемент абсурда.

Героями квеста становятся четверо ребят: стремящийся к лидерству Валера (Роман Колотухин), трусоватый Егор (Сергей Цимбаленко), уверенная Ира (Надежда Флерова) и глуповатая Люба (Инна Сухорецкая). Четыре маски, через которые режиссёр демонстрирует типичное восприятие современной молодежи старшим поколением.

В начале герои полны энтузиазма и стараются выполнять задачу идеально: аккуратно класть яблоки в ящики, не роняя и не повреждая. Окружающая обстановка, их собственные действия кажутся им чем-то новым и «прикольным». Ребята с готовностью берутся за новые задачи, которые возникают в процессе прохождения яблочного квеста: починить ящик, помочь друг другу. По-детски тщательное стремление к аккуратности, отсутствие опыта и необходимых знаний приводят к нелепым и смешным ситуациям. Невозможно наблюдать серьёзно, как они вчетвером пытаются вбить гвоздь и рассуждают, чем кукушка отличается от дятла. Нельзя без смеха слушать наивные реплики, щедро сдобренные обсценной лексикой просто от невозможности по-иному выразить переполняющие чувства.

Но за внешней наивностью и простотой пьесы стоят серьезные темы: неизбежность взросления, последствия инфантилизма, место молодого человека в сегодняшнем мире, его будущее.

Стремление к перфекционизму приводит героев сначала к фрустрации, а затем и к катастрофе. Они не идеальны в таком же не идеальном виртуальном мире. Ошибки системы накапливаются одна за другой: в собранный урожай попадает битое яблоко, разваливается ящик, в попытке его починить герои травмируются. Лавина неудач и промахов накрывает всех участников странной игры. Напряжение нарастает, сцену заливает зловещий красный свет, и герои скатываются в воронку, откуда не могут выбраться. Рушится колонна из ящиков, изображающая ствол дерева, их засыпает градом яблок. И бывший райский сад становится опасным, неуютным, чуждым местом.

Но с той же непосредственностью и отсутствием рефлексии, с которой в начале пьесы герои собирали яблоки, они поворачиваются спиной к руинам и хаосу, спровоцированными их действиями и бодро уходят домой под саундтрек Сержа Танкяна.  И грустной насмешкой на фоне постапокалиптического видеоряда звучат строки о том, что «небо над нами умирает».

Фотографии с сайта театра 

Поделиться: