ПЕДАГОГ ВТУ ИМ. ЩЕПКИНА АЛЕКСАНДР КУЛЬКОВ НАУЧИЛ УЧАСТНИКОВ «ВСЕРОССИЙСКОГО КУЛЬТУРНОГО КЛУБА» ОБЩАТЬСЯ ПРИ ПОМОЩИ ПЛАСТИКИлёгкость и свобода»

Анастасия Павлова

На фото — занятия в Школе Арины Шараповой / сайт

22 октября в Школе Арины Шараповой в рамках проекта «Всероссийский культурный клуб», реализуемого при поддержке Российского фонда культуры, заведующий кафедрой «Пластического воспитания актёра» ВТУ им. М.С. Щепкина Александр Кульков провёл очное занятие по теме: «Пластика как способ общения с миром. Снятие зажимов».

Пластика не только одно из самых важных выразительных средств актера, но и способ общения с миром. Тело подает различные сигналы, показывая собеседнику, что на самом деле чувствует человек. На занятиях по сценическому движению в театральных вузах педагоги часто совмещают различные практики — от пластических элементов, которые использовали актёры Древней Греции и Рима до биомеханики Мейерхольда. Все активнее применяются на уроках элементы восточных практик: танцы, медитации, йога.

Особо значимое время для русского театра, да и театра в целом — это начало XX века. В это время появились просто театральные глыбы: К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, М.А. Чехов и, конечно же, Карл Казимир Теодор Майергольд. Всеволод Эмильевич Мейерхольд (сменил имя после принятия православия) это действительно большая личность в театральном искусстве, а особенно в «Театре Тела». Он один из первых понял, что нужно переориентировать современный театр.

Мейерхольд утверждал, что тело актёра должно стать идеальным музыкальным инструментом в руках самого актёра. Актёр должен постоянно совершенствовать культуру телесной выразительности, развивая ощущения собственного тела в пространстве (динамика и устойчивость).

Прежде, чем работать над снятием мышечных зажимов, важно выяснить причины возникновения. Наиболее распространенные причины мышечных зажимов:

  • Малоподвижный, сидячий образ жизни. При таком режиме, человек использует очень небольшую группу мышц, в результате, многие мышцы постепенно атрофируются, у человека сужается диапазон возможных движений, за счет слабости мышц.

В противовес ослабленным группам мышц формируется так называемый «мышечный панцирь» из наиболее часто задействованных групп. Чтобы этого не происходило, и чтобы добиться снятия мышечных зажимов необходимо чередовать малоподвижную работу со спортивными занятиями, разминкой. Когда возникают такого рода мышечные зажимы, они блокируют энергетические процессы, в организме.

  • Психоэмоциональная причина мышечных зажимов. Основные реакции первобытного человека, при столкновении с неизвестностью это агрессия (открытое нападение) и страх (бегство, как проявление). Не смотря на огромный разрыв в развитии и эволюционные изменения психики, наши первобытные инстинкты прописаны на уровне бессознательного.
  • Мышечные зажимы очень часто возникают в результате отрицательных эмоций человека, которые ему пришлось пережить, это может быть переживание страха или боли, в случае неоправданных ожиданий, крушения надежд, при внезапном стрессе, когда человек не ожидал негативных событий, а они свалились на него как снег на голову.

    Способы снятия мышечных зажимов очень хорошо описаны в книгах Станиславского и в частности в книге «Работа актера над собой». Любой актерский тренинг предполагает достижение релаксации. Если актер скован, он не может играть различные роли, необходима внутренняя легкость и свобода.Танцы, пластика, пантомима — прекрасные инструменты для снятия мышечных зажимов.

    Психотренинги, релаксация и медитация. Эти методы также можно отнести к способам осознанного наблюдения за собственным состоянием.

    Александр Кульков дал несколько упражнений, помогающих снять мышечные зажимы и раскрепостить себя.

Поделиться: