ОДИН WEEKEND НА «ЛЮБИМОВКЕ»-2021

На фото — Дарья Бондаренко. Читка пьесы «Тахир и Зухра»

Фестиваль молодой драматургии «Любимовка» давно закончился, но отголоски его ещё долетают до нас. В этом обзоре — несколько читок первого уик-энда фестиваля.

Абакарова Зухра «Тахир и Зухра», реж. Екатерина Корабельник и Екатерина Дубакина

Жизнь мигрантов Тахира, Зухры, и ее мужа Мухтара складывается очень непросто. Тахир любит Зухру уже много лет, но она вышла замуж за Мухтара и теперь они ждут ребёнка. Уже на позднем сроке беременности Зухра получает удар в живот от клиентки во время депиляции, на следующий день у нее открывается кровотечение и требуется немедленная операция. Молодая женщина приходит на стройку, где работают Тахир и Мухтар, и ей вызывают «Скорую помощь». Но начальника стройки не волнует спасение жизней, ему важнее избежать штрафа за наём нелегалов. Он перекрывает врачам проезд, чтобы вызов не был оформлен с его площадки. Мухтар пытается настоять, чтобы Зухру увезли, ей всё же оказывают первую помощь, уже в больнице она рожает ребенка и умирает от потери крови. Сопротивление Мухтара заканчивается дракой на стройке, после чего он умирает от полученных побоев. Спасённого врачами ребёнка забирает Тахир и несёт своей невесте, которую ему нашла знакомая из «Одноклассников», Антонина Ивановна. Только она и относится к Тахиру по-человечески. В пьесу вплетаются современные реалии: правдоподобный стиль переписки немолодой одинокой женщины, присылающей постоянно в чаты гифки и эмоджи-смайлики, или развязное общение молодых девушек, которые высмеивают безграмотность Тахира. Пьеса звучит разнообразно за счёт смешения нескольких стилей языка, так как автор переходит с повествования в духе восточной сказки на сленг.

Викентий Брызь, Владимир Горлинский «Местоимения меня», реж. Юрий Шехватов

Пьеса-партитура, написанная в два столбца, противоположных по смыслу и настроению. В одном столбце текст вполне оптимистичного содержания, а в другом – всё весьма невесело. Однако обе части объединяет общее тревожное настроение. Слияние происходит только в послесловии, когда во время пожара, мать выбрасывает ребенка в окно, но финал этого происшествия остаётся открытым: случается ли чудо, пожар утихает, и мать с сыном встречаются или неизбежная катастрофа все же происходит и сходятся уже их души. Пьеса напоминает медитацию во время Апокалипсиса, когда мир рушится, а беспомощный человек пытается себя в это время успокоить. Форма пьесы задаёт режиссёру Юрию Шехватову определенные условия для читки: ему приходится разбивать и соединять части непересекающегося текста. Актёры читают свои контрастные монологи в параллель, что способствует нарастанию напряжения. Так как пьеса написана в коллаборации драматурга и композитора, то текст становится мелодичным и в читке также сохраняется темп произведения за счёт ритмичного произношения.  

Булат Минкин «Tatar trip», реж. Дмитрий Курочкин

Это пьеса-трип в Татарстан 20-х годов XX века. Документальный текст стилизован под сон главных героев, попадающих в незнакомый им мир, где люди не знают, как пользоваться айфонами, что такое ковид, «Макдональдс» или инстаграм, где всюду лежат трупы, женщин насилуют, хлеба в лазаретах не хватает, а люди хотят служить товарищу Ленину, который ведёт их в светлое будущее. Отдалённо сюжет напоминает фильм «Мы из будущего». Пьеса представляет собой перемещение героев по разным местам, где они встречают людей, рассказывающих о своей жизни и трудностях своего времени, о голоде, о раскулачивании, о продразвёрстке, о каннибализме. В глазах современных парней все они представляются в виде атакующих их зомби. Из-за айфона, на который мальчики ведут съемку, новоявленные зомби принимают их за американских шпионов.

Полина Коротыч «Вадик поет свою музыку», реж. Женя Беркович

Добрая пьеса, написанная частично в стихотворной форме, заявлена автором для аудитории 6+. История о мальчике Вадике, решившем основать собственную столицу в «Меге», чтобы спеть там свою песню. Он берёт с собой Кота и Синицу, знакомится в торговом центре с девочкой Светой, и они решают жить вместе. С этого момента начинаются сначала мелкие бытовые проблемы: что приготовить на ужин или как дать друг другу достаточно личного пространства. Дальше трудности становятся совершенно не детскими. Коту надо найти жильё для своей кошки с котятами, а Света начинает ревновать Вадика к Ане — девочке из класса, которую Вадик до этого называл своей невестой. Пьеса из шуточной превращается в серьёзную, и автор меняет стихотворный текст на прозу. Сложно сказать, будет ли пьеса интересна детской аудитории, так как требует определенного бэкграунда и шутки могут быть понятны, скорее, их родителям. Характерные персонажи в читке Жени Беркович также имели свой темперамент и ярко выраженные специфические особенности: современная Синица, которая активно вела твиттер и не пропускала модные тренды в виде випассаны, медитации или детокса или ленивый Кот, который заботился только о собственном комфорте.   

Олег Маслов «Бешеный хворост», реж. Елена Махова

Элитарный провинциальный лицей с кадетскими корпусами, куда тяжело поступить и где по квоте учится сирота Филиппов. Вместе с другом он устроил какую-то выходку (какую именно – остается за рамками текста), что стало поводом для учителей отчислить их из лицея, чтобы освободить место губернаторским племянникам. Всё действие пьесы занимает одну ночь, в течение которой учителя измываются над подростком, аморально пытая и выуживая нужную информацию. Они сексуально домогаются Филиппова, предлагают взятку, подкупают предложением об усыновлении, и, наконец, — запирают в небольшом помещении, где распрыскивают газовый баллончик, чтобы напугать удушением. Эта ночь словно выпускает все самое темное и звериное, скрывающееся в каждом из участников, делает явными все грязные личные подробности. История, написанная Олегом Масловым, в основных сюжетных перипетиях напоминает старый хит  – пьесу Л. Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна», где учителя и ученики меняются местами. Пьеса очень академична, сценична и написана по всем канонам драматургии: имеет завязку, кульминацию, развязку и законченный сюжет.

Tester98 «Dark room», реж. Роман Каганович

Пьеса, которая выходит за рамки текста и уводит зрителя в интернет пространство. Материал пьесы содержит в себе ссылки на видео в Ютубе, сноски на гугл-карты, страницы в Википедии, картинки. Чтобы передать этот метаязык в читке режиссёр прибегает к помощи экрана, гаджетам и голосовым помощникам. Весь сюжет о мальчике из детского дома Республики Беларусь, попавшего в американскую семью, передаётся через героев диснеевских мультфильмов, они выступают в роли всего, что окружает главного героя. История полностью построена на аллюзиях и рассказывается через призму современных реалий. Работа своей формой ограничивает будущие перспективы, так как становится подходящей только для чтения в онлайн формате и не предполагает постановку на традиционной сцене.

%d такие блоггеры, как: