МХАТОВСКИЕ ТРАДИЦИИ В ТЕАТРЕ-СТУДИИ «СОВРЕМЕННИК» (1956-1964)

Полина Афиногенова

На фото — МХТ им. Чехова. Из открытых источников

Начинается новый театральный сезон, а вместе с ним возвращается и наша историческая рубрика. И сегодня мы начинаем публиковать дипломную работу Полины Афиногеновой (мастера курса – Алёна Карась), посвящённую становлению театра «Современник».  

Московский Художественный театр – уникальное явление в истории театрального искусства, его практика дала начало многим отечественным сценическим традициям, и одной из них явился открытый К.С. Станиславским и В.Э.Мейерхольдом феномен театральной студии. Студийное движение сыграло значительную роль в истории русского театра, оставило заметный след и в судьбе самого МХТ/МХАТа, именно оно во многом обусловило рождение Театра-студии «Современник».

Слово «студия» применительно к театральному коллективу впервые было употреблено в ситуации, прямо связанной с жизнью Художественного театра, когда по замыслу Станиславского и усилиями Мейерхольда появился первый в своем роде, новый тип театрального учреждения – Театр-студия на Поварской. Как показала история, в судьбе Художественного театра студийное движение оказалось чрезвычайно жизнестойким и повторяющимся (Первая, Вторая, Третья, Четвертая и другие студии МХТ). Отголоски этой традиции можно услышать даже в наши дни. В частности, в 2012 году была создана «Седьмая студия» под руководством Кирилла Серебренникова на базе курса Школы-студии МХАТ. В 2016 году линию мхатовской студийности продолжила независимая театральная компания «Июльансамбль» (9-я студия МХАТ).

Судьба Художественного театра свидетельствует, что порожденное им студийное движение неоднократно оказывало заметное воздействие на его творческий облик. Однако мы поговорим лишь об одном из направлений мхатовской студийности, а именно Первой студии, и рассмотрим его в качестве предпосылки возникновения Театра-студии «Современник», созданного под руководством Олега Ефремова вместе с выпускниками Школы-студии МХАТа в 1956 году.

На фото — артисты театра «Современник». Из открытых источников

Первоначально «Современник» назывался Студией молодых актеров, однако труппа вполне имела право носить имя Пятой студии МХАТ. Студия Ефремова задумывалась при Художественном театре для обновления его искусства, которое в середине 1950-х годов оказалось в ситуации глубочайшего кризиса. «Современник» должен был стать своеобразным донором метрополии, но по ряду причин этого не произошло.

Феномен студийности – сложное, многообразное явление, требующее отдельного изучения, впрочем, как и сам термин «студия», который не имеет четко определенного значения. Принято считать, что он подразумевает и экспериментальный характер деятельности, и понятие «театра-дома», и особый личностный склад отношений между участниками. Мы же будем использовать наиболее распространенное определение студии как творческого коллектива, сочетающего в своей работе учебные, экспериментальные и производственные задачи, а также коллектива, деятельность которого основана на принципе единомыслия и общности этических и эстетических задач. На примере рождения и становления Театра-студии Современник» мы попробуем проследить историю взаимоотношений МХАТа и Театра-студии «Современник» как его потенциальной студии.

На сегодняшний день феномен студийности является неотъемлемой частью театрального процесса, он продолжает функционировать и проявлять себя в новых аспектах, а потому исторические штудии способны расширить представление о его своеобразии и потенциальных возможностях.

Author

Поделиться: