26 августа в Новой Третьяковке открылась ежегодная выставка театральных художников «Итоги сезона». В пяти залах экспозиции представлены более двухсот эскизов, костюмов, макетов декораций к знаковым спектаклям российских театров, вышедшим за последние два сезона.
«Я не могу определить какой-то конкретный социальный вектор выставки, — рассказала заведующая кабинетом сценографии СТД РФ Инна Мирзоян. — Тенденции связаны с особенностями сезона. Бывают сезоны, когда все ставят Островского или Чехова. В выставке участвуют и корифеи – те, кто был на первой выставке, в частности, Борис Бланк. Если говорить о молодых, то каждый год армия театральных художников пополняется. Помимо Школы-студии МХАТ и ГИТИСа появляются факультеты дизайна и сценографии в непрофильных вузах, таких как ВШЭ. На этой выставке представлены только московские художники театра, работающие во всех регионах России».
Проект Союза театральных деятелей собрал работы более 70 театральных художников, среди которых Владимир Арефьев, Станислав Бенедиктов, Лариса Ломакина, Максим Обрезков, Анастасия Нефёдова, Юрий Хариков, Сергей Бархин, Татьяна Спасоломская, Сергей Тараканов, Юлиана Лайкова, Алексей Кондратьев, Борис Бланк, Нана Абдрашитова, Наталья Войнова, Мария Вольская, Мария Утробина, Ольга Журкова, Степан Лукьянов, Вера Никольская и другие.
На вернисаже можно увидеть эскизы и макеты декораций к спектаклям: Егора Перегудова «Ромео и Джульетта» и Алексея Бородина «Горе от ума» в РАМТе, Константина Богомолова «Преступление и наказание» в Санкт-Петербургском театре «Приют комедианта», Егора Дружинина «Еврейское счастье» в Волковском театре, Вячеслава Самодурова «Приказ короля» в театре «Урал Опера Балет», Бориса Юхананова «Пиноккио. Лес», «Пиноккио. Театр» и «Октавия. Трепанация» в Электротеатре Станиславский и многих других.
В каждом зале можно выделить условный визуальный центр, вокруг которого выстраивается композиция.
Так экспозицию первого зала открывают три чёрных платья в пол в стилистике начала XX века (спектакль «Брюсов переулок», режиссёр Андрей Максимов, художник Максим Обрезков, Театр им. Вахтангова). Организаторы выставки расположили их полукругом, создав своеобразную перспективу. Цвет нарядов поддерживают и макеты, стоящие у одной из стен, и эскизы, висящие на стенах.
Во втором, самом большом зале, точкой притяжения становятся костюмы из дилогии Бориса Юхананова «Пиноккио» (художник Анастасия Нефёдова): залитое кровью белое платье, причудливые насекомые и серебряные рыцарь и ангел. Здесь тоже использован принцип перспективы, только персонажи стоят на одной диагонали и будто ждут разрешения пойти вперед. В такт их предполагаемому движению расставлены макеты декораций. Тут можно заглянуть в трактир к Мирандолине, зайти в гости к Катарине и побывать в доме гоголевского губернатора. Финальным аккордом станет макет и целое панно из фотографий к спектаклю «Октавия. Трепанация» (режиссёр Борис Юхананов, художник Степан Лукьянов, Электротеатр Станиславский).
Центральная композиция третьего зала — макет декорации к опере «Севильский цирюльник» Новосибирского театра оперы и балета, где место действия перенесено в санаторий (режиссёр Дмитрий Белянушкин, художник Александр Арефьев). Он просматривается со всех сторон, и через него можно рассмотреть и эскизы на стенах, и макеты к другим постановкам. Здесь есть и вращающийся дом из «Вишнёвого сада» в Таганрогском театре, и авторский проект по «Грозе» Островского Юлианы Ветровой, где персонажей отправляют в рождественский вертеп, и эскизы к «Чайке» Ольги Золотухиной (режиссёр Давид Аветисян, Канский драматический театр). В этом зале даже можно попробовать себя в качестве портного – на столике у одной и стен вы найдёте бумажные заготовки одежды, ножницы и куколок.
Яркий акцент следующего зала макеты Юлианы Лайковой к спектаклям «Солярис» Театра им. Ф. Искандера в Сухуме и «Легенда о хромоножке» Театра им. Вахтангова. Напротив них выстроились макеты Ольги Батищевой к спектаклю «Сердце матери» в МГТ и «Оля + Серёжа» в Театре на Малой Бронной, Юлианы Лайковой к «Ювенильному морю» в МХТ и Алины Алимовой к «Черепу из Коннемары» в Театре на Спасской. Недалеко от выхода разместилась дебютная работа Анастасии Подпориной — макет к «Звезде по пути в Вифлеем» ГАЦТК им. С. Образцова.
В пятом зале одну из стен занимают две большие работы Алексея Кондратьева: инсталляция к балету «Приказ короля» и эскизы к спектаклю «Танцемания» в Театре Урал Опера Балет.
Тут же можно при помощи смартфона отправиться в путешествие по опере «Вольный стрелок» в МАМТе. Сценограф Владимир Арефьев рассказал, что им важно было соединить традицию и современность, в итоге вышла компьютерная игра, перенесенная на сцену.
Часть экспозиции посвящена памяти Сергея Бархина. Здесь в ироничном жанре комиксов изображены сцены его версий спектаклей, иллюстрации к трагедиям Шекспира «Гамлет, принц Датский» и «Король Лир». Эти работы он планировал экспонировать в 2020 году на выставке «Итоги сезона 56».
Комиксы присутствуют и в большом панно — эскизе Надежды Скомороховой к постановке Красноярского театра юного зрителя «Оливер Твист» (режиссёр Никита Бетехтин).
Выставка проводится уже в 57-й раз, но всякий раз меняет дислокацию. Созданная в 1964 году при Кабинете театрально-декорационного искусства ВТО, ныне СТД РФ, по инициативе художников Александра Лушина, Вадима Рындина, Бориса Кноблока и искусствоведа Милицы Пожарской, она всегда позиционировалась, как «выставка-отчет» и, возможно, поэтому стала единственной театральной выставкой-долгожителем. Сначала она проходила в фойе бывшего Дома Актера на Тверской, после пожара обосновалась на Кузнецком, проводилась в выставочном зале на Таганке, музеях Декоративно-прикладного искусства и Современного искусства на Петровке, в «Новом Манеже» и Центральном выставочном зале «Манеж».
Видеорепортаж с выставки можно посмотреть тут.