ТЕТРАДЬ СМЕРТИ: КТО КОГО

Лина Шаталова

В конце июля 2017 года продюсерский центр Кирилла Олешкевича «Пентаграмма» объявил о начале работы над мюзиклом «Death note: the musical», который с успехом идет в Южной Корее и Японии. С этого момента началась история постановки мюзикла «Тетрадь смерти» в России. Все четыре года проект существовал в камерном концертном варианте, в «сборной солянке» из арий разных мюзиклов: арии из «Тетради» переводились постепенно, от концерта к концерту добавлялись песни и герои, а основным блоком шли номера из других мюзиклов. У проекта сложился определенный состав исполнителей, он оброс огромным количеством поклонников не только в мюзикловой среде, но и среди любителей и поклонников аниме-культуры. 

«Тетрадь смерти» – культовая манга и аниме сценариста Цугуми Обы и иллюстратора Такэси Обата, имеющие армию поклонников в нашей стране. Эта история о школьнике, нашедшем сверхъестественную тетрадь. Она позволяет ему убить любого человека, написав имя жертвы и представив его лицо. Парень ставит перед собой цель создать мир, «очищенный от зла». Даже тот, кто не читал, не смотрел сериал или фильм, но слышал название, сразу же вспоминает изображение колоритного бога смерти – Рюка – огромного человекоподобного существа, страстного любителя яблок, с желтыми глазами навыкате, стоящими дыбом волосами и длинными конечностями. Рюк затевает всю эту историю от скуки, ведь удел богов, как поют Рюк и богиня Рем – «убивать и скучать». Тетрадь попадает в руки старшеклассника Ягами Лайта, раздраженного «правосудием» властей. И тот, убедившись в действенности тетради, берет себе псевдоним «Кира» и начинает расправляться с преступниками. Им восхищается красавица Амане Миса, которой в руки попадает вторая тетрадь от богини смерти Рем. Только в отличии от Рюка, который просто наблюдает за действиями мальчишки, Рем привязывается к Мисе и жертвует своей жизнью ради ее спасения. На след Лайта быстро выходит странный детектив под псевдонимом L, и основным сюжетом истории становится борьба умов, игра – кто кого обойдет и убьет. 

Концерт «Death Note: The Concert», состоявшийся 17 апреля 2021 года в концертном зале «Мир», отличался от предыдущих тем, что история наконец-то приобрела статус официальной. Постановщики смогли получить лицензию на прокат концертной версии, творческую группу и зрителей поздравили в своих видеообращениях, актеры японских постановок 2015 и 2017 годов, исполнители ролей Лайта и L – Хаято Какидзава и Фу Такахаси, Мисы – Фука Юдзаки, и даже сам композитор – Фрэнк Уайлдхорн. Таким образом, сделан еще один важный шаг к постановке цельного мюзикла. Концерт включен в программу «Года японо-российских межрегиональных и побратимских обменов», перед началом вступительное слово произнес советник посольства Японии господин Кодама Ёсикадзу.

Авторы российской постановки с самого начала поддерживали тесную связь с фанатами, старались быть с ними в диалоге, придумывали разные сувениры, всячески стимулировали интерес к постановке, а зрители отвечали взаимностью,. На концерте 17 апреля, зал устроил флешмоб со светящимися красными шариками, которыми махали на трех номерах: «I’m Ready», «Чья возьмет» и «Один на один». Зал принимал выступления с огромным восхищением, громкими аплодисментами и долгими криками «Спасибо!» на поклонах. Концерт стал долгожданным событием: большой зал, просторная сцена, вмещающая в себя живой оркестр, бэк-вокал и солистов – звезд мюзиклов Москвы и Санкт-Петербурга. Музыкальным руководителем проекта является Мариам Барская, первоклассный дирижер, известная по долгой и яркой работе в постановках «Stage Entertainment».

Перед режиссером Антоном Пресновым стояла непростая задача: сделать концерт, состоящий из одних музыкальных номеров, без использования грима, костюмов, декораций, чтобы сама история была понятна и для тех, кто вообще не знаком с закрученным сюжетом аниме. Конечно, основные смыслы и действия передавались, и при том успешно, через песни. В этом заслуга автора русского текста – Алексея Шнейдермана, который специально для концерта переработал все хиты заново, приблизив их по смыслу к оригиналу. Актеры через узнаваемую, но не копируемую с оригинального мюзикла, пластику смогли обозначить характерные особенности своих персонажей, наметить их сущность, показать нюансы каждого образа. Так при появлении богов смерти Рюка – Кирилла Гордеева, в черных кожаных штанах и черной мантии, и Рем – Елены Газаевой, в белоснежном брючном костюме, видно их сходство не только в высокомерном отношении к людям, но и в покачивающихся скругленных фигурах с опущенными руками, кажущимися в этот момент невероятно длинными. Однако, фигура Рюка сразу несет в себе опасность из-за зловещей ухмылки и низкого самодовольного голоса, он мгновенно взрывается эмоциями, секунду назад продемонстрировав абсолютное спокойствие. Богиня Рем надменна, но человечнее и сдержаннее. Ее действия логичнее, и проще.  Вышли полноценными и образы Лайта – Александра Казьмина в темном пиджачке, подстать страшекласснику, и L – Ярослава Баярунаса, в одежде офисного работника. Лайт Казьмина с каждой сценой словно все больше чувствует свою свободу, силу, уверенность в себе, по крайней мере в открытых сценах с L, потому быстро нарекает себя новым богом и вершителем судеб. Он убежден, что цель оправдывает средства, L же считает его просто убийцей. Герой Баярунаса максимально приближен к оригинальному образу, насколько это возможно в концертном исполнении: он растрепан, бледен, так же, как и L, одержим своей миссией. Он с самого начала точно знает кто убийца, скрывающийся под именем «Кира», он сразу понимает, на кого идет его охота. Между ними сразу возникает напряжение, и лишь невидимая стена отделяет их от реальной схватки не на жизнь, а на смерть.

Вообще, если рассматривать концертную версию как самоценное произведение, не оглядываясь на мюзикл, то тут можно заметить, как сместились акценты и даже немного изменилась история. Теперь зритель полностью на стороне Лайта, так как нет диалогов, в которых бы раскрылась другая его сторона, изменился и финал. Все закончилось победой Лайта, а реквием по всем героям исполняется как бы на будущее, предвосхищая общий печальный финал. Как пророчество, которого не избежать. Не все сюжетные повороты в концертной версии были понятны и раскрыты, не очень понятна, например, сцена похищения Мисы, в чьи руки попадает вторая тетрадь от Рем. Миса становится вторым Кирой и этот подсюжет здесь потерялся. 

Режиссер Антон Преснов включил в концерт некоторые отсылки к мюзиклу. Так захватывающий первый поединок между L и «Кирой», проходящий на теннисном корте, обозначен теннисными мячиками в руках артистов; появляется такой же, как и в мюзикле, сорокасекундный таймер, а Рюка наделили небольшой толикой магии. Все действие сопровождается видеопроекцией на большом экране. Она не только оживляла и, практически в прямом смысле, насыщала красками концерт, но и вызывала дополнительные ассоциации: тут был и ночной город с высокими стеклянными зданиями, и сыплющийся как ускользающее время, золотой песок, и пузырьки брызжущей красной лавы при накале страстей, цепи и медные колючие ветки.

В мюзикле много драйвовых арий, в которых отображено яростное противостояние L и Лайта, состояние обеспокоенности строгого отца мальчика – Ягами Соитиро в исполнении Александра Маракулина, партии нахально улыбающегося Рюка, проводника сильнейшей отрицательной энергии. Рюк Гордеева изворотлив, как змея, он всячески подначивает Лайта на действия, а в номере «Кира» устраивает спектакль, показывая, как скандирует толпа его имя и, словно сам верит в силу мальчишки. Светлая и заражающая энергетикой композиция принадлежит Мисе, которая слепо влюблена в Лайта. Миса Веры Свешниковой – улыбчивая задорная девчонка в черном платьице с оборками. Она ни на миг не сомневается в своей любви, следует только чувству и готова все стерпеть ради любимого. В ее голосе нет отчаяния, ни капли упрека. Она благодарит за любовь и ни за что ее не предаст. У Мисы есть отзеркаленный персонаж – младшая сестра Лайта – Саю Ягами, партии которой исполнила Евдокия Малевская. Она воодушевлена братом, видит в нем настоящего рыцаря, и сливается в лирическом дуэте с Мисой, чья песня (а в мюзикле Саю слышит ее по радио) захватывает девчушку. 

Концертная версия требует от актеров и постановщиков большей изворотливости. Актеры, не имея возможности объяснять действие в диалогах, должны вжиться в образ, и не просто спеть, а сыграть историю, чтобы не осталось ни единого вопроса. Эта сложная задача, с которой они успешно справились.

Концерт »Death Note: The Concert» прошел с успехом и стал большим и важным шагом на пути полноценного мюзикла, который, хочется верить, все же увидит свет в скором времени на отечественной сцене.

Фотографии Александра Утюпина, Натальи Даниловцевой

Author

Поделиться: