МАЙСКИЕ ВЫСТАВКИ: ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ, ВОСТОК И ЗАПАД, ПОСТМОДЕРНИЗМ И ВОЙНА

Май насыщен выставками. Наш гид Анна Оконова приглашает вас посмотреть другими глазами на историю «Современника», познакомиться с исламским Востоком и иранским искусством, увидеть гравюры Дюрера, картины романтиков XIX  века, керамику и текстиль от мастеров живописи XX века и фотографии Николая Ефимцева, Лорана Шеера, Виктории Ивлевой, а также творческие работы участников боевых действий.

СОВРЕМЕННИК. НАЧАЛО

ММОМА

28.04.21 – 31.05.21

 

Выставка (кураторы — Анна Арутюнян и Андрей Егоров) представляет собой единую документально-художественную инсталляцию, в которой встречаются два измерения культуры и два времени: театральная история и современное искусство, прошлое и настоящее.

О начальном периоде «Современника» и семи знаковых спектаклях первых лет театра — «Вечно живые» (1956), «В поисках радости» (1957), «Матросская тишина» (1958), «Никто» (1958), «Пять вечеров» (1959), «Голый король» (1960) и «Двое на качелях» (1962) — расскажут фотографии, афиши и программки, эскизы костюмов и декораций, другие памятные документы и предметы из архива театра «Современник».

Экспозицию дополнят работы семи современных московских художников — Елены Артеменко, Яна Гинзбурга, Евгения Гранильщикова, Екатерины Муромцевой, Егора Плотникова, Анны Ротаенко и Егора Федоричева. Их проекты в разных техниках, от живописи и скульптуры до цифровых медиа, специально созданные или переосмысленные для выставки, размещаются на всем ее протяжении в собственных пространственных зонах.

АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР. ШЕДЕВРЫ ГРАВЮРЫ ИЗ СОБРАНИЯ ПИНАКОТЕКИ ТОЗИО МАРТИНЕНГО В БРЕШИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

30.03.21 – 28.06.21

Коллекция печатной графики Альбрехта Дюрера из Пинакотеки Тозио Мартиненго – одна из лучших в мире по качеству отпечатков и их сохранности.

Из Италии привезли более 120 гравюр мастера, среди которых представлены самые известные – гравюра «Меланхолия I», «Адам и Ева», «Блудный сын», «Аполлон и Диана». Ма́стерские гравюры А. Дюрера, созданные в технике резцовой гравюры на меди, отличаются исключительным художественным совершенством. Умение использовать в изображениях законы прямой перспективы, владение правилами построения пропорций и монументальность форм сочетаются в них с присущими немецкому искусству того времени ювелирной тонкостью исполнения, эмоциональностью и особым вниманием к деталям.

Отдельным разделом выставки стала серия «Апокалипсис», созданная мастером в 1496–1498 гг. Пятнадцать листов иллюстрируют последнюю книгу Нового Завета «Апокалипсис», или «Откровение Иоанна Богослова». Это была первая крупная работа молодого художника. Данный цикл отличают точность в передаче библейского слова и неисчерпаемая фантазия самого мастера, вдохновленного мистическими строками Откровения. Самым известным произведением из серии является лист «Четыре всадника Апокалипсиса».

Произведения А. Дюрера сопровождаются работами его современников, которые копировали с изумительной точностью великого гравера, что говорит об огромном признании мастерства художника.

На выставке впервые представлены гравюры Альбрехта Дюрера, хранящиеся в собрании ГИМ, среди которых такие известные отпечатки как «Портрет Эразма Роттердамского» и «Святой Иероним в келье».

Экспозиция дополнена предметами декоративно-прикладного искусства, созданными в Германии на рубеже XV–XVI вв. из собрания Исторического музея.

С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА

ГАЛЕРЕЯ RUARTS

08.04.21 – 30.05.21

Представлены фотографии Николая Ефимцева, герои которых – непрофессиональные модели разного возраста. Выразительные и глубокие, эти снимки характеризуются постмодернистской деструкцией образов, демонстрацией «идеального» как чего-то двоякого и ускользающего. Работы существуют на границе между документалистикой и художественной фотографией. Ефимцев черпает вдохновение в литературе и живописи. Ему одновременно нравится эстетика Возрождения и строгая геометрия в духе Александра Родченко. На его стиль оказали влияние Ричард Аведон и Ман Рэй. За плечами молодого мастера – обучение у Питера Линдберга, сотрудничество с Fendi и Vogue, съёмки для Givenchy и Davide Marello.

БУКВА СТРАННИКА

МУЗЕЙ ВОСТОКА

09.04.2021 – 25.05.2021

 В центре выставки – 20 графических работ (гуашь, бумага), воссоздающих оригинальные образы городов исламского Востока. Для создания каждой из них художник Мария Комыса на протяжении нескольких месяцев изучала старые карты, летописи и книги.

Экспозицию дополнят графические и живописные работы с изображением архитектуры Востока, пейзажи, жанровые сцены, портреты, а также автопортрет художника.

Произведения Марии Комыса – это творческое переосмысление традиции топографической миниатюры, которая зародилась в Османской империи в XVI веке. Старинные города Ирана, Турции и Индии предстанут перед зрителями глазами современного художника, знающего и любящего исламскую культуру.

ЛОРАН ШЕЕР. НЕБО НАД ПАРИЖЕМ

ЦЕНТР ИМ. БРАТЬЕВ ЛЮМЬЕР

10.04.21 – 20.06.21

 Галерея Люмьер представит выставку французского фотографа Лорана Шеера. В экспозицию войдут крупноформатные работы из его известной серии «Flying Houses», в том числе первая опубликованная работа и новая фотография 2021 года, созданная автором специально к открытию выставки в Москве. Выставка Лорана Шеера «Небо над Парижем» – вторая выставка автора в России, проводимая Галереей Люмьер. Знакомство с фотографом состоялось в 2013 году на одной из ключевых фотографических ярмарок ParisPhoto, тогда же Галерея впервые представила работы автора на российском арт-рынке. По словам основателя Галереи Люмьер Натальи Григорьевой-Литвинской, работы Лорана Шеера были высоко оценены российскими коллекционерами: «Он стал одним из авторов Галереи, за которым коллекционеры возвращаются, любители фотографии ожидают продолжение его серии». Посещение выставки возможно только в рамках экскурсий.

АФРИКАНСКИЕ ДНЕВНИКИ

ЦЕНТР ВОЗНЕСЕНСКОГО

14.04.21 – 31.05.21

 «Африканские дневники» – ретроспектива известного фотографа и журналиста, лауреата премии World Press Photo Виктории Ивлевой, посвященная ее работе в горячих точках африканского континента: это Руанда во время геноцида 1994 года, минные поля Анголы, раздираемый гражданской войной Судан, лагерь беженцев в Уганде, трущобы Найроби. Проект объединяет более 150 снимков, дневник и тексты Виктории Ивлевой. Куратор выставки – искусствовед и критик Евгений Березнер.

В фокусе Виктории Ивлевой – простые люди и их истории, полные ужаса и надежд, бюрократического абсурда, быта и веры в будущее. Ивлева рассказывает их в своих фотографиях и через предельно личные тексты и дневники, в которых драматизм, документальность, а иногда и юмор сплетены в попытке справедливо и честно описать ненадежную реальность и отразить характер людей в контексте трагических событий.

Ретроспектива Виктории Ивлевой – первое событие проекта Центра Вознесенского «По поводу Африки…», продолжающего программу Connecting Cultures, долгосрочную инициативу Центра Вознесенского, посвященную важным событиям в зарубежной культуре.

НЕ ЖИВОПИСЬ. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ГМИИ ИМ. А.С. ПУШКИНА

ГМИИ ИМ. А.С. ПУШКИНА

20.04.21 – 20.06.21

 Впервые основной темой экспозиции станет не живопись, а керамика и текстиль, созданные знаменитыми мастерами ХХ века Пабло Пикассо, Анри Матиссом, Раулем Дюфи, Морисом Дени, Фернаном Леже. На выставке показано более 70 работ, среди которых – декоративная керамика Мориса Дени и фовистов из собрания И.А. Морозова, малотиражные произведения, созданные Пабло Пикассо в керамической мастерской «Мадура» в Валлорисе, шпалеры Жана Люрса и Фернана Леже, а также крайне редкие текстильные панно Рауля Дюфи, одного из ведущих художников по ткани эпохи ар-деко.

Керамика оказалась для художников органичным продолжением их творчества: выбор изобразительных мотивов, ритмическое построение композиций, особенности палитры и характерного мазка позволяют безошибочно увидеть в каждом из этих предметов авторскую индивидуальность. Так, Пабло Пикассо и Фернан Леже всегда были сторонниками наиболее широкого внедрения искусства в повседневную жизнь. Особенно это касалось мотивов графических листов Пикассо, которому хотелось видеть свою керамику в домах и на рынках или, как он сказал в одном из интервью, «увидеть женщину, идущую за водой к фонтану с одним из моих кувшинов».

 Одновременно с малотиражными произведениями Пикассо и Леже на выставке представлены поистине уникальные экземпляры, приобретенные в начале XX века знаменитым коллекционером Иваном Морозовым. Фаянсовые вазы с живописными композициями Мориса Дени, Андре Дерена, Мориса де Вламинка и Жана Пюи являются самыми необычными произведениями в его собрании. Их относят к так называемой «аньерской школе» (франц. – l’école d’Asnières), которая объединяет французских художников разных направлений, с 1906 по 1911 годы работавших в мастерской керамиста Андре Мете (1871–1920) в Аньер-сюр-Сен. В 1906 году один из самых известных парижских торговцев искусством Амбруаз Воллар обратился к нему с необычным предложением – наладить производство уникального фаянса, который бы расписывали живописцы новых направлений. Целью этого эксперимента, помимо ожидаемого коммерческого успеха, была еще и адаптация нового художественного языка к вкусам широкой публики. Керамика фовистов оказалась, в результате, наиболее успешной частью эксперимента Воллара. Ограниченность и яркость палитры эмалей, открытость этих художников к традиционным формам искусства и редкая для них возможность попробовать себя в качестве орнаменталистов делали этот вид творчества особенно привлекательным.

МЕЧТЫ О СВОБОДЕ. РОМАНТИЗМ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ

НОВАЯ ТРЕТЬЯКОВКА

23.04.21 – 08.08.21

 Крупнейший в истории Третьяковской галереи международный выставочный проект, посвященный этой теме, был разработан в сотрудничестве с Государственными художественными собраниями Дрездена.

Экспозиция, разработанная специалистами из Третьяковской галереи и музеев Дрездена, объединяет работы крупнейших художников первой четверти XIX века: Каспара Давида Фридриха, Филиппа Отто Рунге, Иоганна Овербека, Александра Иванов, Алексея Венецианова, Ореста Кипренского, Карла Брюллова и других. Многолетняя дружба связывала русского поэта В. А. Жуковского и немецкого живописца К. Д. Фридриха, чьи картины украшали личные покои императорской семьи. Прежде всего художник прославился своими философскими пейзажами – «ландшафтами души», в которых воплотилось философское постижение мира. Другой герой выставки, гениальный русский живописец Александр Иванов, на протяжении всей жизни пытался создать новый язык религиозного искусства и стремился выразить в нем глубокое погружение и проникновение в суть евангельской истории.

Более 150 живописных произведений, дополненных архивными материалами и уникальными экспонатами из десятков немецких и российских собраний, раскроют это сложное художественное направление во всей многогранности, обозначив точки сближения и различия.

© Лорен Гринфилд. Сюэ Цивэнь (43 года) в своей шанхайской квартире, обставленной мебелью ее любимого бренда — Versace. 2005.
В 1994-м она основала промышленную кабельную компанию и с тех пор возглавила еще четыре.
Сюэ состоит в трех гольф-клубах; членство в каждом из них обходится в 100 000 долларов.
Предоставлено Lauren Greenfield/INSTITUTE

ЛОРЕН ГРИНФИЛД. ОДЕРЖИМЫЕ УСПЕХОМ

МАММ

27.04.21 – 27.06.21

 В рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии – 2021» Мультимедиа Арт Музей представляет проект знаменитого американского фотографа. «Одержимые успехом» – масштабное 25-летнее исследование, включающее более 200 фотографий, несколько документальных фильмов и множество интервью. Путешествуя по всему миру – от США до России и Китая, Лорен Гринфилд наблюдала за трансформацией представлений о счастье и изучала идеалы, стереотипы, механизмы и культурные коды современного общества потребления и делала снимки.

«Главной темой проекта «Одержимые успехом» является наше растущее стремление к богатству, которое для многих становится все менее достижимой целью», – рассказывает Лорен Гринфилд. – Меня интересовало, как произошел переход от традиционных ценностей – скромности, бережливости, социальной ответственности – к культуре поклонения деньгам и материальному комфорту».

РОСКОШЬ ЗАКАТА: ИРАН ЭПОХИ КАДЖАРОВ

МУЗЕЙ ВОСТОКА

15.05.2021  – 25.07.2021

 Масштабный выставочный проект познакомит зрителей с малоизвестной широкой публике страницей иранской истории и искусства – периодом конца XVIII-начала XX вв. и займет весь выставочный комплекс музея – 7 залов.

Впервые в России в одном пространстве будет собрано более 300 предметов из богатейшей иранской коллекции музея Востока: произведения живописи и миниатюры, керамика и стекло, изделия из дерева и художественный металл, ковры и расписные ткани, манускрипты и оружие. Выставка будет дополнена историческими документами из Государственного Архива РФ, экспонатами из фонда Марджани, а также фотоматериалами из Кунсткамеры (МАЭ РАН). Большая часть экспонатов никогда не покидала фонды музея и выставляется впервые.

Экспозиция концептуально поделена на ряд тематических разделов и исследует разные стороны жизни иранского общества XIX – начала XX века: идеологию верховной власти, религиозные практики и народные суеверия, взаимоотношения с иностранцами и воздействие европейской моды, военные традиции и мастерство ремесленников, а также бытовую культуру, в которой современные новшества сочетались с устоявшимися обычаями.

На фото – картина Рената Шафикова «Статуя Будды в Бамиане»

MY WAY

ГАЛЕРЕЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ФОТОГРАФИИ

13.05.2021 – 23.05.2021

Журнал «MY WAY» представляет выставку творческих работ участников боевых действий. В экспозицию вошли произведения живописи, графики и карикатуры – более ста работ трёх художников, работающих в разных жанрах: Ренат Шафиков, майор спецназа ГРУ, участник боевых действий в Афганистане и на Северном Кавказе; Роман Генн, американский карикатурист, автор скандальных шаржей на Джорджа Буша, Барака Обаму, Билла и Хиллари Клинтон, Дональда Трампа, Джо Байдена; Искандер Галиев, участник боевых действий в Афганистане в составе 9-й роты 345-го парашютно-десантного полка, автор идеи и военный консультант культового фильма «9 рота». 

 Ренат Шафиков предельно реалистично изображает окружающую его действительность, зачастую не занимая никакой позиции к своим героям. На его картинах – афганский кишлак Кора-Кола, окружённый вершинами снежных гор, хозяева пустынных дорог верблюды, пробитая снарядом стена, за которой цветущие поля и крестьянин, обрабатывающий свой надел. Графика Шафикова лишена пафоса, его работы лиричны и удивительно точно передают атмосферу событий, происходивших в Афганистане 35 лет назад.

Бывший москвич Роман Генн сейчас один из самых известных политических карикатуристов США. На его рисунках почти нет боевых действий: вместо рвущихся снарядов и рукопашных схваток – воины за приготовлением пищи, добродушные дехкане, мирно беседующие с патрулем. Война заставляет каждого человека пересмотреть систему ценностей, задуматься о смысле жизни, и, как ни странно, учит гуманности.

Искандер Галиев показывает мир яркими красками через призму фантастических образов и сюжетов. Стиль Искандера можно классифицировать как иронический постмодернизм. Во многом сюжеты его картин строятся на обыгрывании мифологем прошлого, стереотипов массовой культуры, а также пластических деформаций реальности.

В творчестве Искандера Галиева заметны исторические параллели с художественными тенденциями первой половины ХХ века.

 Средства, вырученные от продажи картин, будут переданы в помощь ветеранам-инвалидам и семьям погибших.

К открытию выставки приурочен выход первого номера журнала My Way Art, продолжающего концепцию издания My Way – «журнала для тех, кто умеет летать». В издании отражены события в области искусства, причем как изобразительного, так и литературного, кино- и театрального, а также исторические очерки, биографии выдающихся деятелей мировой культуры и науки.

%d такие блоггеры, как: