«Все мы стали людьми лишь в той мере, в какой людей любили и имели случай любить…»
Борис Пастернак
В Мастерской Петра Фоменко выпустили премьеру «Доктор Живаго» по мотивам одноименного романа Бориса Пастернака. «Игра в людей» – таков жанр постановки в определении режиссёра Евгения Каменьковича, для которого работа с масштабными произведениями не новый опыт -в прошлом уже были «Улисс» Дж. Джойса и «Дар» по роману В. Набокова.
Инсценировка соткана из огромного количества персонажей, образов, рассуждений и размышлений. Все это переплетено между собой в единую историю целой эпохи, показанную через жизнь главного героя.
Тяжёлый сюжет, занимающий целую эпоху, с 1902-го по 1945-й, Евгений Каменькович разбивает на части. Это не только годы, но и города, адреса и названия ключевых мест, отображающихся на белых полотнах по бокам сцены. Смену времени и пространства отображают стеллажные конструкции на колёсах, это вагоны поезда, койки военного госпиталя, стены и рабочие места фабрики. Конструкции быстро, как и сама жизнь героев, легко сдвигаются и перемещаются. Нет постоянства, нет неизменного статуса и принадлежности к чему/кому – либо.
Хотя есть одно исключение… незнакомка в шляпе с траурной вуалью, выходящая в темных одеждах из-за занавеса в глубине сцены, блуждающая между героями и ждущая нужного момента Смерть (Елизавета Бурмакова). Она вышивает у постели больного, готовая принести облегчение, раздает солдатские вещмешки и шинели или уходит, показывая, что время еще не пришло. На протяжении всего спектакля она приглядывает за Живаго, наблюдает за ходом истории.
История смешивается со стихами, подчеркивая поворотные события жизни: свадьба, смерть матери, война, бегство на Урал, возвращение. И стиль их прочтения будет меняться, к третьему акту он станет жёстче, отчаяннее и трагичнее.
В первом акте события происходят мирно и неспешно, герои пребывают то дома, то в имении друзей в блаженном неведение о предстоящих событиях и надвигающейся революции. Исторические волнения лишь отголосками долетают до них, никто не осознает масштаб происходящего и их последствия.
Брошенный в окно камень не воспринимается семьей Громовых как предвестник будущих погромов, а скорее, как мелкое хулиганство. Пока семейство обсуждает строительство баррикад и вооруженные столкновения как что-то несерьезное и нереальное, недалеко от их дома, у колонки толпятся ребята, которые таскают воду на баррикады и верят в грядущие изменения. И именно там происходит судьбоносное знакомство Лары (Ольга Бодрова – дебютантка «Мастерской», окончившая в 2020 режиссёрский факультет ГИТИСа) и Павла Антипова (Юрий Титов). Беззаботность, царящая в доме, идет параллельно началу грозных событий на улице.
Судьбы персонажей переплетены и предопределены. Так в момент, когда Лара предложила Павлу обвенчаться на его столе горела свеча, которую заметил с улицы Живаго, шедший рядом со своей будущей женой Антониной. Так родилось самое знаменитое стихотворение Живаго-Пастернака «Зимняя ночь»: «Мело-мело по всей земле, во все пределы/Свеча горела на столе, свеча горела…»
В последующих актах события ускоряются, годы, которые проецируются на порталах сцены, быстро сменяют друг друга.
Главные герои на протяжении пяти часов из подростков превращаются в проживших жизнь мужчин и женщин, чьи решения и действия порой влияют на судьбу многих.
Юрий Живаго (Иван Вакуленко) не участвует в жизни, а является ее сторонним наблюдателем, плывущим по течению. Главная его цель не сама жизнь, а отображение ее в стихах, записанных в дневнике.
Живаго впервые предстает перед публикой интеллигентным юношей с тонкими чертами лица. Осиротев, он впервые произносит нарочито протяжное «мааама», в дальнейшем он часто будет к ней обращаться в трудные минуты. Жизнь в новой семье, выбор профессии, женитьба на подруге детства происходит скорее по велению судьбы, нежели его осознанному выбору. Вакуленко не нужны слова, чтобы предать смысл сцены, его мимика куда красноречивее, а безмолвные сцены преобладают вплоть до ухода на фронт, почти весь первый акт.
Наиболее сильные сцены, переломные моменты для главного героя связаны с внутренними противоречиями и чувством вины. Читая прощальное письме своей жены Тони (Екатерина Смирнова), Живаго ссутулившись, спрятав лицо в воротник свитера, тяжело опирается на край стола. Веселый и решительный тон письма, в котором жена прощает и его измену, и нелюбовь, лишь усугубляет чувство вины и осознание того, что семья для него потеряна. Он обещает себе вырваться из революционной России в Париж или вызвать их на родину, но в глубине души понимает, что этого не будет, и их последняя встреча уже состоялась. Письмо жены ломает его.
Лара из непослушной, невинной гимназистки в форменном коричневом платье превращается в femme fatale для всех своих мужчин. Дебютная роль Ольги Бодровой – «попадание в яблочко». Резкие, порывистые движения и громкий голос актрисы передают мятежный дух и надломленность героини. Ее безобидные проделки за ученической партой приводят к решению – «скатиться с горки до конца». Так она характеризует и свою мучительную связь с адвокатом Комаровским (Карэн Бадалов), и любовь-страдание, которую испытывает к мужу, и отношения с Живаго, чьей гражданской женой она была.
Комаровский Бадалова, как ни странно, не воспринимается отрицательным персонажем, несмотря на то, что играет в судьбе героев печальную роль. Спаивает и доводит до банкротства отца Живаго, соблазняет дочь своей любовницы, вдовы покойного друга, – Лару. Элегантный, обаятельный, он может к любому втереться в доверие, стать своим и в тоже время оставаться чужим для всех.
Юрий Титов, играющий Павла (Стрельникова) примерил на себе сразу несколько образов. Сначала это немного застенчивый, веселый студент с неизменной стопкой книг и в очках, влюбленный в Лару. Потом ее муж, так и не простивший ее грех – добрачную связь, ставший раздражительным и нетерпимым. И наконец – разочаровавшийся в жизни и ожесточенный революционер «Стрельников».
Главный герой пишет свою жизнь как роман. В финале с колосников спустится книга-тетрадь со стихами Юрия Живаго, и дама в черной вуали уведет его в свои владения.
Фотографии с сайта театра