БЭТМЕН – ДУДОЧКИН, ИЛИ ТЁМНЫЙ РЫЦАРЬ «ЗАСТОЯ»

Анна Оконова

Хочешь летать – лети, но прилетел – перед месткомом отчитался, крылья в гараж сложил и сиди.

Во «Дворце на Яузе», где на время капитального ремонта исторической сцены обосновался «Театр на Бронной» состоялась премьера «Бэтмен против Брежнева». Фантазия драматурга и режиссера спектакля Саши Денисовой о том, что делал бы Бэтмен в СССР, будь он советским гражданином.

История скромного недотепы, писателя Анатолия Дудочкина, (Сергей Епишев/Дмитрий Куличков), который пишет скучные статьи о достижениях советских граждан в фэнтезийном Готем-Сити, любит жену (Мария Шумакова) с дочерью и терпит тёщу. Выходные его посвящены работе всей его жизни – роману, который отвергают все издательства. Параллельно он перевоплощается в известного героя комикса, символизирующего тлетворную западную культуру, – Бэтмена и, надев маску с плащом, патрулирует город на постоянно ломающихся «Жигулях», в починке которых ему помогает сосед – Альфред Иванович (Александр Терешко).

О двойной жизни Дудочкина – Бэтмена рассказывает его дочь Нюра, представленная в двух возрастах. Взрослая (Александра Виноградова), одетая в синий комбинезон, напоминающий то ли рабочую униформу прошлого, то ли модный тренд настоящего, и шапку-бини, еще один отсыл к современности. И школьница (очень органичная в этой роли Лина Веселкина), в до боли знакомой старшему поколению форме – коричневое платье, черный фартук и белый воротничок с манжетами. А также акцентной детали – белой «кусачей» шапочке, которую она не очень любила, но носила за отсутствием альтернативы в гардеробе и по причине абсолютного послушания в характере.

Музыкальная часть спектакля тесно переплетена с сюжетом. Режиссер вклинивает «Pink Floyd» и «Крылатые качели», приправляет события «Танцем маленьких лебедей» и знакомым с детства «Раз ступенька, два ступенька –- будет лесенка».

События разворачиваются в декорациях брежневской эпохи. Здесь и советская стенка, нагромождение сервантов и прочих дефицитных для эпохи «застоя» предметов, холодильник и неизменный ковер на стене. Надо всем этим возвышается гигантская стена, разбитая на пазлы, так художник-сценограф Леша Лобанов визуально реализовал двухплановый сюжет спектакля.

Такую обычную советскую квартиру посещает Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев. Его интерес вызван Бэтменом – человеком, который совершает подвиги и заступается за людей. В органах уже ломают голову над вопросом кто он – борец за справедливость или империалистический агент, ставший народным героем.

Брежнева играет Ольга Лапшина. Одетая в серый костюм с орденской планкой, напоминающей телевизионную таблицу, символизирующую уход канала на профилактику или покой. Образ его комичен и очень узнаваем – густые черные брови, которые видны даже с задних рядов, постоянно недовольно хмурятся, губы сжаты, артикуляция, в точности повторяет невнятную речь генсека. Некоторые монологи весьма затянуты и к концу сливаются в некие шаманские заклинания.

Денисова и Лапшина превратили генсека в «наследника Тутти», которого повсюду сопровождают три толстяка – члены политбюро. Это большой ребенок, который не хочет ехать ни в какую Францию и решать политические вопросы, а хочет гулять и стрелять уточек. А на все претензии Дудочкина – Бэтмена у него есть единственный аргумент, он – «не Сталин».

С семьей Дудочкина по сюжету пьесы генсек не расстается даже после «смерти», а становится новым членом семьи, которого приручила и оставила практически в качестве «домашнего животного» теща-бабушка – Клавдия Георгиевна (Александр Семчев).

Актер стал воплощением классической советской тещи. Цветастый халат с пуховым платком и всегда горячая кастрюля борща с жизненным советом. Она пережила расстрел первого мужа и не побрезговала доносом на второго, для возврата в семью и на благо обществу, конечно. То, что героиню играет мужчина лишь подчеркивает необходимость женщины в тяжелые времена становится сильнее и жёстче. При этом она не утратила интерес к жизни, чего только стоят ее заигрывания с Брежневым. Ее каждодневные упреки и перепалки с Дудочкиным в начале спектакля трансформируются в искреннюю заботу в конце.

Теща/бабушка не покидает семью даже после драматического развода Дудочкина с ее дочерью под песню «Shocking Blue Venus», которая сопровождается выходом героев на сцену с «Танецем маленьких утят». Жена Дудочкина Леля хотела лучшей жизни и мечтала о путешествиях. Этого ей не мог дать главный герой, но воплотил в жизнь коллега мужа. Да и как говорил один из персонажей пьесы: «Женщины о героях только мечтают, а жить хотят с теми, кто краны чинит».

Дудочкин – Бэтмен хоть и горевал о развале семьи, но и сам честен не был. Не устоял против «женщины-кошки», положившей глаз на героя и преследовавшей его. Тем более, что она еще и являлась известной телеведущей культовой программы «Ищу героя» Ликой Кувшиновой (Лина Миримская/Екатерина Варнава).

Со временем о его жизни и деятельности будут рассказывать потомкам, а в квартиру водить экскурсии. Он прославится не только как автор романа, но и как герой — Бэтмен.

Несмотря на интригующее название в спектакле нет захватывающего сюжета, да и заявленного триллера разглядеть не удалось. Обещанное противостояние обернулось скорее дружбой. Яркая музыкальная постановка, пронизанная ностальгирующими нотками.

Author

Поделиться: