БИН БИР – МНОЖЕСТВО: ТЫСЯЧА НОЧЕЙ, ТЫСЯЧА ИСТОРИЙ. И ЕЩЁ ОДНА – НОЧЬ

Анна Оконова

На фото: цена из спектакля. С сайта театра

«И отправились они в сад,
где было всё, что желательно душе и услаждает очи…»

 

Двадцать восьмой сезон «Мастерская Петра Фоменко» открыла премьерой Полины Агуреевой, ее первой полностью самостоятельной работой в качестве режиссера. До этого она ставила совместно с Евгением Каменьковичем «Гигантов горы», а с Федором Малышевым – «Мастера и Маргариту». Для театра эта постановка стала неожиданно сексуально откровенной и чувственной.

Спектакль «1000 и 1 ночь» погружает зрителей в мир средневековых восточных сказок, рассказывает о людях, «которые как в древние времена, так и сейчас хотят любви и путаются в своих страстях». Истории их как нити судьбы незаметно и плавно ткут полотно жизни, как экзотический узор на гигантском восточном ковре, заполняющем почти все пространство сцены – декорация, созданная художником-постановщиком Марией Митрофановой. Он – словно объёмный, парящий в небе, ковер-самолет, застывший в воздушных потоках, и в то же время холмистая пустыня или дом. Игра светотени позволяет такое перевоплощение (художник по свету – Степан Синицын). Имеющийся в ковре люк превращается то в котел, то в подземный ход, а то и вовсе в символ судного дня – геенну огненную.

В спектакле нет ни Шехерезады, ни всех подозревающего царя Шахрияра, есть два рассказчика – Полина Агуреева и Федор Малышев, и две группы музыкантов – они разведены по обе стороны от сцены. Струнные сопровождают все происходящее на сцене, где одна история перетекает в другую.

На фото: Полина Агуреева и Федор Малышев

История неравной страсти и первой любви Ала-ад-Дина (Анатолий Анциферов) к дочери халифа Будур (Стефани Елизавета Бурмакова) с лёгкого позволения и волшебства рассказчиков, из мечтательной превращается в реальную. Прекрасная Будур то ли во сне, то ли наяву каждую ночь встречает своего возлюбленного, появляющегося на балконе ее спальни с помощью огромного пальца (чего только не придумают рассказчики для соединения двух любящих сердец, волшебный аналог вертолета). Но объяснение по поводу своей беременности происходит уже в абсолютно реальном времени, и злой халиф (Томас Моцкус), противостоя влюбленным, начинает совершенно другую историю, чтобы, пройдя удивительные метаморфозы, принять пару. Его путь поистине невероятен, пройдя через очищение огнем, он оказывается женщиной, взятой в жены простым рыбаком и познавшей все тяготы материнства и заботы о доме.

Нити судьбы вплетают в повествование авантюрную притчу о неверной и очень коварной жене ювелира (Евгения Дмитриева) и её молодом возлюбленном Камар-аз-Заманом (Андрей Миххалёв), который не прочь воспользоваться своим преимуществом и обогатиться; настоящую трагедию между юношей Азизом (Владислав Ташбулатов), его кузиной Азизой (Александра Кесельман) и невидимой соперницей; историю джинна (учитывая размер его ноги, палец, на котором путешествовал Ала-ад-Дин, принадлежит именно ему) и его наложницы, которая запугивает и совращает братьев – героев предыдущих историй. Сюжет закольцовывается появлением халифа, который возвращает себе свой статус и мужское тело.

Сцена из спектакля

Каждая история обыгрывает свой образ – жестокий правитель, обманутый муж, жертва запретной любови или жертва во имя любви и даже персонаж переживший смену пола. Все они – потомки Адама и Евы, их «ошеломила земная жизнь своими усладами и опутала своими узами». По задумке Агуреевой это не «первобытные люди», а вообще люди, в каждом продолжает жить Адам и Ева не зависимо от того как он выглядит. Это подчеркивают и костюмы персонажей (художник по костюмам – Евгения Панфилова), которые скорее обнажают человека, открывая его мотивы, желания и страхи.

Бин – говорит рассказчик – переводится как «»тысяча», а бир — «один». Бин и бир: множество возможностей — а смысл имеет единственный выбор.

Фотографии с сайта театра

Author

Поделиться: