КОСМОНАВТЫ ПРОТИВ

Лина Шаталова

В один из последних дней существования экспериментального творческого пространства «Площадка на Цветном» состоялся пресс-показ спектакля The BreakFUCKst Club. Режиссер Александр  Минин со своими учениками из студии «Арт-Аллея» (сейчас уже они стали «Командой актеров современного театра») обратился к сценарию культового фильма 1985 года The Breakfast Club (у нас он наиболее известен под названием «Клуб «Завтрак») режиссера Джона Хьюза. Тогда фильм перевернул представления о молодежном кино и повлиял на развитие целого жанра.

Сюжет прост: в качестве наказания за разные провинности подростки должны отсидеть всю субботу в школьной библиотеке. Наблюдатель Вернон дает им задание: написать сочинение-размышление на тему «кто они есть». Пока Вернон отсутствует в аудитории, ребята грубо задирают друг друга, бунтуют, бегают по школе, но постепенно начинают находить общий язык; забивают косячок и откровенничают друг с другом, говорят о невыносимом давлении на них со стороны семьи и школы, решают измениться и пишут одно протестное сочинение на всех. Фильм поднимает серьезные темы буллинга, психологического и физического насилия в семье. 

Сейчас о травматическом опыте стараются говорить открыто, публичность подобного рода помогает проживать травму, менять отношение общества к болезненным темам. Спектакль The BreakFUCKst Club поднимает те же проблемы, но резче и откровеннее, а история приобретает еще и политическую окраску. На первый план выходит вопрос не только и не столько самоидентификации и умения жить в социуме, сколько противостояние тоталитарной системы и личности, попытка признания права каждого человека быть самим собой. 

Героев «Клуба» пятеро: гламурная Клэр Стендиш из богатой семьи, взъерошенный ботаник Брайан Джонсон, напыщенный спортсмен Эндрю Кларк, чуднАя тихоня Элисон Рейнольдс и хулиган Джон Бендер. Они – гуттаперчевые космонавты в белых комбинезонах с прозрачными поясными сумками, заброшенные в черную дыру, где не существует привязки к определенному месту, а день явно длится дольше земного. В камерном пространстве сцены в невесомости зависли космические объекты: большие шары – метеориты цвета стали, которые обязательно разобьют детей,  как кегли, но потом вдруг окажутся легкими и прыгучими, станут их едой  и разной утварью; огоньки – лампочки согревают холодное, наполненное дребезжащими тревожными звуками, пространство.

При первом появлении на сцене герои принимают причудливые неестественные позы, мгновение, и они – поссорившаяся команда звездного десанта. Еще мгновение, и они — марионетки, превращающиеся в киборгов. Ими командует единственный взрослый в спектакле – надзиратель Ричард Вернон, в исполнении Александра Лады, в таком же, как и у ребят, но желтом (словно инфекционном) скафандре; двигается и говорит замедленно, отчеканивая каждое слово.  Фильм ругали за образ родителей как концентрированного зла, спектакль же гиперболизирует образ взрослого в лице Вернона, в нем воплощена вся чудовищная система. Его задача – вложить в детей нужную программу, чтобы получились «правильные» взрослые.

Трагедия Вернона в том, что он понимает свою никчемность. Он сам, как и родители этих учеников, чьи живые голоса мы слышим в начале, не может постоянно находится в «маске». Когда Бендер выводит надзирателя из себя, ради спасения ребят, Вернон избивает ученика ногами, говоря, что парню все равно никто не поверит. С этого момента вся «система» разваливается, обнажая свою лживость и несостоятельность. За Вернона все расскажут его страхи с жуткими лицами учеников. Он слаб, его выбор – приспособиться к системе и подчинять ей других. В новом поколении молодых людей сосредоточилась вся сила протеста, они готовы менять мир, меняя для этого себя. В их «новом мире», для Вернона не останется места. 

Самым слабым звеном в начале оказывается спортсмен Эндрю. Николай Тихомиров наделил своего героя некоторым аристократизмом, нарочитой надменностью, широкими жестами и умением держать себя. После нежной сцены влюбленности, где застенчивые Эндрю и Элисон, глядя в противоположные стороны, стараются сблизиться, нащупывая мизинцы друг друга, в парне включается заложенная его отцом программа «правильного мальчика». Он не знает, как скрыть свои чувства, потому механически отчеканивает рассказ о себе, свои достижения и цели, вызывая недоумевающую улыбку у девушки.  Он и раньше говорил клишированными «правильными» фразами, которые звучали надменно и от того смешно. 

Клэр Оксаны Кирсановой, на первый взгляд, стервочка-модница, из которой так и прет оборонительные ехидство и смешки. При этом она очень старается быть «своей в доску», среди крутых «чик» школы. В своем нервном монологе Клэр резко меняется местами с провокатором-«правдорубом» Бендером, заранее обличая ребят и себя в слабости.

Небольшой куб, стоящий посередине сцены, служит трибуной для лидера – надзирателя Вернона, но, когда его нет, на ней царствует хулиган Бендер — манерный и властный. Герой Дмитрия Жильникова с улыбкой кота-обольстителя нервирует Клэр, с наслаждением выводит из равновесия спортсмена, говоря дерзости, практически целуя его подбородок, и дразнит Брайана гомосексуальными намеками, наперед зная свою безнаказанность. Бендер самый органичный и интересный персонаж, он постоянно крутится вокруг ребят, ерничает, говорит сальности, даже раздевается по пояс и от всего ловит дикий кайф.

Искусный кукловод Бендер делает из ребят говорящие головы, через которые транслируется рассказ о нездоровых семейных отношениях, и в финале его протест выражается в прекращении подражания своей семье. 

Также провокативно ведет себя Элисон, смеясь над Клэр. Но в отличие от Бендера, Элисон постоянно сравнивает Клэр с собой, что особенно унижает девушку. В фильме Элисон фрик-отшельник, здесь же девушка выглядит потерянной и безликой. За счет крупных кадров в кино она становилась равноценным персонажем, мы видим ее причуды, в спектакле же Элисон сначала совсем незаметна, и больше похожа на забитую мышь,  а резкое введение  ее в основное действие вызывает вопрос. Главными функциями героини становятся: страстный прыжок на спортсмена в своих мечтах и провоцирование Клэр (но и без нее с этим бы справился Бендер). В школу она пришла конкретно из-за влюбленности в Эндрю, а не потому, что она «не такая как все». Любовь Юркова создала романтичный образ Элисон, которая просто не может вписаться нормально ни в одну компанию. Ее героиня сама себе придумала свою «маску» чудачки, но не стремится ей соответствовать, так как ей не перед кем играть свою роль. При «преображении» она не меняется, ни внутренне, ни внешне, а юбка цвета фуксии, взятая у Клэр, смотрится нелепо. 

Брайан пытается вписаться в новую тусовку, но вызывает смех, говоря нелепости про крутость школьных клубов и стыренные у отца ботинки. Ботаник Павла Казакова – улыбчивый недотёпа и шутник, оказывается самым надломленным из ребят. Из-за давления родителей парень решает покончить с собой. Брайан вскакивает на куб, в его руке оказывается подвешенный над ним микрофон, который сначала похож на удавку, а потом становится ракетницей. Но даже в такой трагичный момент он умудряется облажаться и вызвать смех.

Для всех участников спектакль стал серьезной выпускной работой. Большую работу над текстом «Клуба» проделал исполнитель роли Бендера Дмитрий Жильников. Исполнитель роли Брайана Павел Казаков выступил еще и в роли сценографа спектакля, а Оксана Кирсанова (Клэр) поставила хореографию. Молодые ребята ничуть не уступают студентам профессиональных театральных училищ, но на момент первого показа на зрителя не до конца продумали своих персонажей, но все это придет со временем. В условиях сегодняшнего дня, неизвестно когда и где «Арт-Аллея» сыграет премьеру, но точно этот спектакль нельзя оставить без внимания. 

 

Author

Поделиться: