ПЛОЩАДНОЙ ТЕАТР ВРЕМЕН МОЛЬЕРА

Анна Оконова

Фото ©Ира Полярная

В Театре Наций режиссер Олег Долин продолжает возрождать площадную комедию, незамысловато и весело преподнося волшебство уличного театра. Это не итальянская комедия дель арте как ранее поставленные театральные сказки Карло Гоцци – «Зобеида» в РАМТе и «Женщина-змея» в Театре на Бронной, а французская буффонада.

Он поставил «Лекаря поневоле» без напудренных париков, но в то же время не пытаясь сильно осовременить. В спектакле нет ни гаджетов, ни видеопроекций, все параллели с сегодняшним днем – в шутках героев.

История про пьяницу – дровосека Сганареля, ставшего с легкой руки сварливой жены Мартины псевдолекарем, пришлась по вкусу настолько, что «Лекарь поневоле» стал одним из самых любимых репертуарных спектаклей России.

Мария Лапшина в роли Мартины

Режиссер со сценографом Евгенией Панфиловой (она же придумала костюмы) превращают зал в площадной театр, где зрительские ряды располагаются амфитеатром. Сразу ощущаешь себя в толпе зевак, смотрящих действо. Декораций нет. Главным здесь становится артист и его умение вовлечь зрителя в игру. В такой атмосфере ощущение причастности неизбежно, как и заигрывание актеров со зрителями. Особо смелые подыгрывают и изображают бывших клиентов чудо-доктора, перебрасываются короткими фразами с персонажами, комментируют перепалки супругов.

Мартина (Мария Лапшина) в своем ярко-красном наряде мгновенно привлекает взгляд. Цвет здесь отражает и резкий, вспыльчивый, агрессивный характер героини. Дополняют образ – не сходящее с лица выражение злобы и несоразмерно огромные башмаки, которыми она яростно грохочет, появляясь на сцене. Как мог совершить над ней насилие маленький тщедушный Сганарель (Илья Крикливец), вся сила которого в громком голосе, останется загадкой. Хотя, учитывая, высказывания его жены о праве мужа на побои… возможно, обыденная супружеская игра…

Илья Крикливец в роли Сганареля

Образ мужа «агрессора» комичен: нелепо натянутые до ушей шорты и заправленная в них растянутая майка. Он постоянно в движении: то изображает игру на гитаре лежа на полу, то забегает к зрителям и присаживается передохнуть. Скорее подросток рок-музыкант, чем отец семейства. Особенно контрастно он смотрится рядом с брутальным Жеронтом (Глеб Пускепалис), отцом Люцинды (Анастасия Голикова) – больной неведомой немотой, от которой должен излечить мнимый лекарь.

Полина Виторган в роли Жаклин

Болезнь, к слову, тоже мнимая, кругом обман. Молчит героиня по излюбленной драматургией теме – люблю одного, но папенька непреклонно выдает замуж за другого. И даже мольбы красавицы кормилицы Жаклин (Полина Виторган) не могут изменить ситуацию. Люцинда – единственная, кто молчит и не создает хаос в скромном пространстве Малой сцены. Лекарь, спасая себя, несет тарабарщину, выдавая ее за латынь, и под общий хаос устраивает побег якобы больной с ее недостойным возлюбленным Леандром, не забывая про личную выгоду, конечно. Говорят, дерутся и носятся по лестницам между зрителями все и сразу. Кого-то ищут, кого-то хотят повесить… Но заканчивается пьеса, разумеется, хэппи эндом. Мартина воссоединяется со своим мужем, успевшим благополучно озолотиться на лечении и избежавшим виселицы за подготовку побега; Люцинда возвращается в отчий дом и получает одобрение папеньки на брак с любимым (смерть дядюшки и огромное наследство, в корне меняет ситуацию и делает его завидным женихом). А зрители получают бонусом мини – концерт, который оставляет послевкусие праздничного хаоса и балаганное настроение.

Фотографии Иры Полярной, предоставлено пресс-службой

Author

Поделиться: