
В Театре Наций режиссер Олег Долин продолжает возрождать площадную комедию, незамысловато и весело преподнося волшебство уличного театра. Это не итальянская комедия дель арте как ранее поставленные театральные сказки Карло Гоцци – «Зобеида» в РАМТе и «Женщина-змея» в Театре на Бронной, а французская буффонада.
Он поставил «Лекаря поневоле» без напудренных париков, но в то же время не пытаясь сильно осовременить. В спектакле нет ни гаджетов, ни видеопроекций, все параллели с сегодняшним днем – в шутках героев.
История про пьяницу – дровосека Сганареля, ставшего с легкой руки сварливой жены Мартины псевдолекарем, пришлась по вкусу настолько, что «Лекарь поневоле» стал одним из самых любимых репертуарных спектаклей России.

Режиссер со сценографом Евгенией Панфиловой (она же придумала костюмы) превращают зал в площадной театр, где зрительские ряды располагаются амфитеатром. Сразу ощущаешь себя в толпе зевак, смотрящих действо. Декораций нет. Главным здесь становится артист и его умение вовлечь зрителя в игру. В такой атмосфере ощущение причастности неизбежно, как и заигрывание актеров со зрителями. Особо смелые подыгрывают и изображают бывших клиентов чудо-доктора, перебрасываются короткими фразами с персонажами, комментируют перепалки супругов.
Мартина (Мария Лапшина) в своем ярко-красном наряде мгновенно привлекает взгляд. Цвет здесь отражает и резкий, вспыльчивый, агрессивный характер героини. Дополняют образ – не сходящее с лица выражение злобы и несоразмерно огромные башмаки, которыми она яростно грохочет, появляясь на сцене. Как мог совершить над ней насилие маленький тщедушный Сганарель (Илья Крикливец), вся сила которого в громком голосе, останется загадкой. Хотя, учитывая, высказывания его жены о праве мужа на побои… возможно, обыденная супружеская игра…

Образ мужа «агрессора» комичен: нелепо натянутые до ушей шорты и заправленная в них растянутая майка. Он постоянно в движении: то изображает игру на гитаре лежа на полу, то забегает к зрителям и присаживается передохнуть. Скорее подросток рок-музыкант, чем отец семейства. Особенно контрастно он смотрится рядом с брутальным Жеронтом (Глеб Пускепалис), отцом Люцинды (Анастасия Голикова) – больной неведомой немотой, от которой должен излечить мнимый лекарь.

Болезнь, к слову, тоже мнимая, кругом обман. Молчит героиня по излюбленной драматургией теме – люблю одного, но папенька непреклонно выдает замуж за другого. И даже мольбы красавицы кормилицы Жаклин (Полина Виторган) не могут изменить ситуацию. Люцинда – единственная, кто молчит и не создает хаос в скромном пространстве Малой сцены. Лекарь, спасая себя, несет тарабарщину, выдавая ее за латынь, и под общий хаос устраивает побег якобы больной с ее недостойным возлюбленным Леандром, не забывая про личную выгоду, конечно. Говорят, дерутся и носятся по лестницам между зрителями все и сразу. Кого-то ищут, кого-то хотят повесить… Но заканчивается пьеса, разумеется, хэппи эндом. Мартина воссоединяется со своим мужем, успевшим благополучно озолотиться на лечении и избежавшим виселицы за подготовку побега; Люцинда возвращается в отчий дом и получает одобрение папеньки на брак с любимым (смерть дядюшки и огромное наследство, в корне меняет ситуацию и делает его завидным женихом). А зрители получают бонусом мини – концерт, который оставляет послевкусие праздничного хаоса и балаганное настроение.
Фотографии Иры Полярной, предоставлено пресс-службой