БЛИЗОСТЬ НА РАССТОЯНИИ

Анастасия Павлова

Второй посткарантинный месяц в нашем журнале продолжает серия дебютных рецензий студентов 2 курса театроведческого факультета Российского института театрального искусства-ГИТИС, мастер Анна Анатольевна Степанова. Анна Попова о спектакле «На расстоянии» Елены Ненашевой. 

Пандемия разбила спектакль. Разъединила две его одинаково важные части: театральное действие и зрителя. Даже новые технологии, возможность вести онлайн-трансляцию, прямой эфир с ощущением «здесь и сейчас» не дают  погрузиться и включиться в спектакль. Расстояние оказалось самой мощной четвертой стеной, а экраны мониторов искажающей линзой. Но что если расстояние – не проблема  или препятствие, а составляющая сюжета, ещё одно условие.

Спектакль Елены Ненашевой «На расстоянии» – телефонный разговор двух людей. Они влюблены, как минимум, симпатичны друг другу. На одной стороне актер, на другой зритель. Зритель – действующее лицо и партнер  актера в механизме спектакля.

 Спектакль зарождается из желания поговорить. Это побуждает совершить звонок, создает конфликт, как движущую силу спектакля.  Сам разговор – сюжет, строящийся на ходу. Пространством спектакля являются километры между героями или мир, который мы воображаем во время разговора. Поэтому «На расстоянии» не хочется называть аудиоспектаклем. Этот термин его слишком уплощает.

Свобода и отсутствие закрепленного сюжета требует некоторой подготовки со стороны зрителя. При покупке билета на сайте ему нужно выбрать собеседника и задать с ним степень близости.

Всего  героев шесть. На сайте есть  анкеты, составленные от лица каждого из них. Это небольшой рассказ о себе, который помогает выбрать героя. Мы можем узнать о мелочах вроде любимого напитка или книги и получить представление о взглядах на жизнь, системе ценностей, мировосприятии. Все шестеро разные, каждый чем-то близок и интересен зрителю.  С каждым хочется поговорить.

Фотограф Алексей, кажется, немногословен, особенно в разговорах о себе. С Максом хочется обсудить его любимый фильм «Одержимость» – совпали   вкусы. У Богдана спросить, как там его плохо воспитанный кот.  Интересен разговор с Леной о её новых режиссерских идеях. Нина притягательна своей смелостью и свободой. А можно пофилософствовать с Андреем, преподавателем йоги. В рассказе о себе ровно столько информации, сколько нужно для того, чтобы заинтересоваться и сделать выбор. Полностью характер героя раскрывается во время спектакля.

 Кроме собеседника зритель может выбрать степень близости: звонок после первого свидания, разговор людей, которые находятся в отношениях год, десять лет. Это определяет наличие тех или иных закрепленных сюжетных поворотов. В разговоре после первого свидания, не будут затронуты сложные темы. Персонажи скорее обсудят впечатление от встречи, поговорят о вкусах, обозначат желание продолжить общение. Если условным отношениям 10 лет, в какой-то момент разговора собеседник может рассказать о проблеме на работе, попросить совета. А ближе к концу упомянет недавнее расставание или намекнет на проблемы в отношениях. Чем дольше отношения, тем серьезнее может быть диалог. Соблюдение структуры не даёт слишком быстро исчерпать темы и упростить разговор до вежливого обмена комплиментами. Поэтому спектакль получается многогранным и реалистичным. 

Два человека говорят о любви. Суть в том, что можно вложить в этот разговор. Это может быть проявление заботы, просьба о помощи и стремление справиться с переживаниями вместе. Это возможность признать и исправить ошибки. Ощущение близости становится очевидным, делает разговор искренним, позволяет в него поверить.

Для того чтобы актеру было легче подготовиться к спектаклю как к общению с близким человеком, которого он знает, нужно написать пару слов о себе или оставить ссылку на свою страницу в социальной сети. Это упростит задачу актера условно влюбиться в зрителя.

Из характера героев, степени близости и подготовки зрителя складывается сюжет. Создается альтернативная история. Вместо третьего звонка звучит рингтон телефона – действие начинается.

Звонит Лена и, не обращая внимания на мою первоначальную робость,  разговаривает так, будто знает меня десять лет. Прекрасно. Всё как договаривались. Она за руку ведет меня по нашему разговору – рассказывает  про режиссерскую лабораторию, новые проекты. Я радостно подхватываю, что-то советую. Случается полетный момент, когда мы понимаем друг друга с полуслова. На какое-то время появляется ощущение, что мы с Леной действительно знакомы. Я знаю, что её любимый фильм «Более странно, чем в раю». Тот, который мы так и не успели вместе когда-то посмотреть. Знаю, не потому что  прочитала на сайте, а потому что мы общаемся больше 10 лет.

 В какой-то момент Лена начинает говорить про риэлторов, покупку квартиры. Тема, в которой я не разбираюсь. Еще ни разу не покупала квартиру, приходится выкручиваться. Сложно следовать роли сильно взрослой, когда тебе 18. Лишние мысли быстро разоблачают нас, а  спектакль выталкивает из себя, как вода на поверхность. Но мой собеседник – профессиональный актер. Он спасает ситуацию: задает уточняющие вопросы и берет разговор в свои руки, меняя тему. Актер в такие моменты – подушка безопасности, он не даст растеряться. Но влияние зрителя на спектакль всё ещё велико. Условие насчет десяти лет отношений позволило мне пофантазировать и придумать образ самой себя. Не всегда получалось следовать поведению того человека, каким бы я была через десять лет. Но в этом разговоре, в этом пространстве можно импровизировать, быть другим. Здесь любое слово – истина. Не страшно попробовать и ошибаться.

Спектакль, подчиненный только форме диалога, невероятно пластичен и изменчив. Случайная игра с образом может добавить новые смыслы. Во время разговора я спросила у Лены, легче ли актеру играть самого себя. Я заметила, что объясняет мне этот вопрос не сама Лена, а актер, представитель профессии. Когда она закончила рассуждать, мы вновь вернулись к нашим ролям, как ни в чем не бывало. После такого трюка с нечаянным отстранением продолжился обычный искренний разговор.

Удачно сыграть со стопроцентным попаданием в зрителя не всегда является главной целью. Только во время подобных заминок, нестыковок  получается увидеть и оценить сложность спектакля. Он сложен, потому что непросты сами герои. «На расстоянии» не только про взаимоотношения людей, но и про  многогранность их личности. Если спектакль в некоторые моменты не удается как реалистичный разговор и собеседники отклоняются от своих образов, он обретает новые смыслы, становится интереснее. Появляется возможность  рассмотреть  диалог с разных ракурсов.

Но зритель может идти по другому пути и создавать сюжет, не придумывая образ, а оставаться самим собой и вести с актером честный разговор. Тогда «На расстоянии» – спектакль о желании быть выслушанным тем, кто понимает и безусловно любит. Актер может подстроиться под любое поведение своего партнера. Для зрителя это возможность восполнить недостаток в общении во время разлуки с близкими из-за пандемии. Но проблема может быть и не в разлуке, а в отсутствии тех, с кем приходится разлучаться, в одиночестве. В свободном диалоге зритель получает от спектакля то, что ему нужно:  игра, эксперимент, обычное человеческое общение.

Новая история создана, зритель привык к этой странной вселенной, спектакль заканчивается, но не хочется класть трубку.

После разговора весь оставшийся вечер я бросала взгляд на телефон. Я же обещала еще что-то рассказать. Я хочу перезвонить.

Фотографии с сайта проекта

Author

Поделиться: