Фестиваль современной драматургии «Любимовка» объявил шорт-лист. В него вошли 24 пьесы авторов из Баку, Софии, Киева, Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Алматы, Нижневартовска, Шаховской, Самары, Омска, Минска, Рязани и Владивостока.
«Афиша «Любимовки» этого года обращает на себя внимание явным социальным акцентом и политическим зарядом, – говорит один из ридеров фестиваля, театральный критик Анна Банасюкевич. – Текущий момент пропущен сквозь призму личной истории, истории семьи, отношений («Туареги» Светланы Петрийчук», «Название не помню» Катерины Пеньковой); актуальное событие становится отправной точкой для апокалиптичной фантазии («Заречные (материалы) Серафимы Орловой»; политическое соединяется с метафизическим («Deinosдина» Даниила Гурского); социальная активность выходит за рамки политкорректного дискурса и трактуется как личный, травмирующий опыт («Деликтано» Каси Чекатовской). Да, современная драматургия по-прежнему отталкивается от частного переживания и личностной интонации, но есть ощущение, что общественные настроения, актуальная повестка (например, гендерные отношения) все чаще становятся предметом исследования новых текстов».
Отборщиками (ридерами) «Любимовки» в этом году стали Анна Банасюкевич, Павел Руднев, Алексей Малобродский, Герман Греков, Александр Вартанов, Ксения Аитова, Ольга Андреева, Наиля Бахтиярова, Рида Буранова, Анастасия Василевич, Дэн Гуменный, Ваня Демидкин, Павел Зорин, Нияз Игламов, Мария Кожина, Анастасия Лобанова, Александр Марченко, Ольга Никифорова, Вера Сердечная, Мария Сизова, Алексей Стрельников.
В шорт-лист «Любимовки-2020» вошли пьесы:
«цикл индекса» Екатерины Августеняк, «Страна Вась» Викентия Брызя, «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, «Дыры» Лидии Головановой, «deinosдина» Даниила Гурского, «Республика» Сергея Давыдова, «Не могу говорить» Артема Ефименко, «Коби Брайант» Алексея Житковского, «Big in Japan» Исмаила Имана, «Паспорт» Айнур Карим, «Петя из Ватуков» Наталии Лизоркиной, «Мёртвая голова» Марии Малухиной, «Тихий Дом» Дарьи Морозовой, «заречные (материалы)» Серафимы Орловой, «Название не помню» Катерины Пеньковой, «Туареги» Светланы Петрийчук, «запись прерывается» Элины Петровой, «Расскажи мне про Гренландию» Лены Петуховой и Сергея Азеева, «Спички детям» Оли Потаповой, «Пион Селин Дион» Марты Райцес, «Утечка» Юлии Савиковской, «7 категорий любви у древних греков» Екатерины Тимофеевой, «Деликатно» Каси Чекатовской, «Свинья в стене» Елены Щетининой.
Среди тем – национальный код и травмы постсоветского социума; проблемы домов-интернатов; поиск женской идентичности; погружение в природу страха, насилия и подчинения; свидетельства жизни трех поколений женщин в Донецке; пьеса-реквием о недооцененной свободе девяностых и пьеса, в которой на уровне текста создается репрезентация нетекстовых платформ вроде YouTube-лекций и подкастов, а научный метод вшит на уровне фундамента. Отдельную группу текстов составляют истории, в которых «ничего не происходит» с современным маленьким человеком: мужик мастерит модели машин, девушка превращает в персональный компас любые отношения, а женщины в глубинке объявляют матриархат, но выясняют, что от самих себя их это не спасет.
«В списке этого года большое количество новых имен наравне с уже состоявшимися авторами, такими как Алексей Житковский, Светлана Петрийчук, Мария Малухина, Сергей Давыдов, – отмечает арт-дирекция фестиваля. – Это важно, потому что наши ключевые задачи — как открытие новых авторов, так и поддержка тех, чьи пьесы уже известны широкой аудитории. Важно, что в основную программу попадают зарубежные авторы, которые пишут на русском языке. Украина, Беларусь, Казахстан, Азербайджан, Болгария — особенно ценно, что пьесы из этих стран прошли сложный отбор именно в этот год, когда наша живая коммуникация настолько затруднена. Интересно, что в этот раз треть шорта занимают пьесы авторов из Санкт-Петербурга, который укрепляет свои позиции, как центр драматургии наряду с Екатеринбургом и Москвой. Отдельное спасибо ридерам фестиваля, благодаря огромной работе которых мы можем быть уверены, что всем текстам было уделено необходимое внимание в процессе отбора».
Всего на конкурс в этом году команда получила 815 пьес из 25 стран мира и 125 городов. Это стало абсолютным рекордом за тридцатилетнюю историю фестиваля. Участником конкурса мог стать любой автор в возрасте до 45 лет из любой страны мира, пишущий на русском языке. Заявки подавались через форму на сайте фестиваля. Из присланных текстов ридеры отобрали лучшие работы в шорт-лист, сформировав таким образом основную программу фестиваля.
Отобранные пьесы будут представлены в формате режиссерских читок с 5 по 12 сентября на площадке «8/3» с соблюдением всех мер безопасности, связанных с пандемией. После каждой читки как и в предыдущие годы будут проходить обсуждения с участием авторов, аудитории и театральных профессионалов.