ДИСКОННЕКТ ПО ЧЕХОВУ. ТРИ СЕСТРЫ. ФИНАЛ

Анна Оконова

Фото предоставлено пресс-службой

14 июля состоялся закрытый показ совместного VR-проекта театра «Практика» и компании Lookport «Три сестры. Финал» в постановке Михаила Рахлина.

Результат эксперимента, начавшегося 20 мая, в рамках которого пьесу, актерский состав и режиссера выбирали с помощью зрительского голосования. Работа проходила в самый пик самоизоляции. Репетиционный процесс длился около недели в формате Zoom. Актёры проекта самостоятельно снимали себя, записывая звук с помощью петличек. У каждого было два гаджета. Через один актер выходил на связь с режиссером Михаилом Рахлиным, чтобы он мог видеть и слышать, с помощью другого производилась запись. Затем следовал этап монтажа.

Одной из первоначальных задумок был полет героев на космическом корабле по направлению к черной дыре, но потом режиссер решил отложить реализацию на более позднее время, возможно на сцене. Космический образ в виртуальной версии возникает и в словах Маши о Лукоморье, и в SADу PROZOROVYKH, где вместо яблонь и вишен возникают загадочные, словно качающиеся в безвоздушном пространстве дубы, и, словно падающие в черную дыру, коды, которые отсылают к фильму «Матрица».

Неясно, существуют ли герои на самом деле или это только иллюзия, живые люди или персонажи zoom-мира, выстроенного в новой реальности старого мира… Возможно, поэтому отправной точкой для режиссера являются реплики доктора Чебутыкина: «Это только кажется… Нас нет, ничего нет на свете, мы не существуем, а только, кажется, что существуем… И не все ли равно!»

Режиссер подчеркивает разобщенность героев, которые существуют в одном цифровом пространстве, оправдывает виртуальный формат постановки, где просматривается намек на иммерсивное погружение в среду. Соучастие создает пространство формата 360VR, где безграничным фоном прорастает виртуальный сад, пронизанный матрицей. Именно сюда через специальные VR-очки и погружаются зрители. Расположенные по кругу экраны, откуда чеховские герои вступают в диалоги, встречаются взглядами (результат не случайностей, а слаженных репетиций) вовлекают в паутину общения, создавая впечатление соучастия. Провисание интернета XXI века гармонично отражает дисконнект персонажей XIX века.

Герои Чехова вполне современны, хотя они и не отклоняются от авторского текста возникает ощущение, что они так же вынуждены самоизолироваться и держать дистанцию.

Сестер Прозоровых в проекте сыграли Нелли Уварова (Ольга), Марьяна Спивак (Маша) и Юлия Хлынина (Ирина), Анатолий Белый сыграл «влюбленного майора» Вершинина, Вениамин Смехов – доктора Чебутыкина. Другие роли исполнили: Светлана Колпакова (Наташа), Евгений Стычкин (Тузенбах), Алексей Золотовицкий (Андрей), Антон Кузнецов (Соленый) и Алексей Розин (Кулагин). За полчаса актёры рассказывают последние сцены пьесы, а в финале их фигуры распадаются на пиксели и поглощаются белым экраном.

Нелли Уварова поделилась своими впечатлениями об участии в проекте. Для нее, как и для других актеров, это было непросто, по ее словам, это был принятый вызов, но любые невыполнимые задачи ее очень вдохновляют.

«Я человек эмоциональный и тактильный и для меня выстраивая отношения с партнерами, со своими коллегами, очень важно не только видеть и слышать, но и осязать. Мы все были лишены такой возможности и думаю, что именно это придало мыслям, заложенным автором в пьесе три сестры еще большую остроту, еще большую горечь.  Мы как наши герои не могли дотянуться друг до друга, прикоснуться».

Новый формат не заменяет традиционный театр, а рождает новое направление. Первые впечатления сродни параллели появления первых кинофильмов в прошлом веке.

«По этому пути еще многие будут ходить, и я не исключаю действительно рождения новой формы. Современная жизнь дарит много новых видов искусств на стыке разных направлений, разных технологий и мне очень интересно находится внутри этого процесса сейчас».

Юлия Хлынина

Пандемия на некоторое время изменила привычный ход жизни, а что как не искусство чувствительнее всего реагирует на любые изменения в обществе. У нас есть возможность наблюдать за рождением новых тенденций, принимать или порицать их, но «Три сестры. Финал» станут отправной точкой на этом пути.

Author

Поделиться: