ИТОГИ «БОЛЬШИХ ГАСТРОЛЕЙ». ЦИФРЫ И ОТЗЫВЫ

12 июля 2020 года проект завершил первый сезон первого всероссийского виртуального гастрольного тура «Больших гастролей-онлайн».

За 104 дня непрерывных интернет-трансляций было показано 109 спектаклей региональных и ведущих театров России, а также русскоязычных театров ближнего зарубежья. За период с 26 марта по 12 июля проект собрал 25 083 287 просмотров. Виртуальный гастрольный тур за четверть года охватил половину страны — 47 регионов, включая русские театры соседних стран: из Алматы (Республика Казахстан), Сухума (Республика Абхазия), Ташкента (Республика Узбекистан), Минска (Республика Беларусь).

Участие приняли 79 театров из 51 города. «Большие гастроли-онлайн» протянулись от Калининграда на западе до Хабаровска на Дальнем Востоке, от Архангельска на севере до Астрахани на юге.

Благодаря федеральным партнерам проект получил самое широкое освещение и вывел театры на орбиту сотен тысяч просмотров за один спектакль. Параллельно в формате стриминг-вещания были организованы показы в web-каналах многочисленных СМИ (более 20-ти порталов). ТАСС, Телеканал «Россия-Культура», Куда Go, Культура РФ, МТРК Мир, Радио Джаз, интернет-издание Театрал-онлайн, КоммерсантЪ-онлайн, «Культурный сезон на ОТР», онлайн-кинотеатр Окко, телеканал Просвещение, Ваш Досуг, Отдых с детьми – ОSD и другие. Охват некоторых СМИ за весь период трансляций достигает десятков, сотен тысяч, миллионов просмотров в интернет-каналах: KudaGo – 3 392 665, ТАСС – 1 482 655, Телеканал «Россия- Культура» – 1 441 681, «Мир 24» – 45 080.

Аудитория одной трансляции «Больших гастролей-онлайн» оказалась равна посещаемости театра за сезон из тысячи аншлагов на родной площадке. Например, 10 000 залов за один прямой эфир спектакля «Можно попросить Нину?» Московского Областного Государственного Театра Кукол, зал которого вмещает всего 50 мест. «Приключения Ашота-бедняка» Бурятского республиканского театра кукол «Ульгэр» охватил 428 712 зрителей, а это значит, что в зале на 200 мест этот спектакль с аншлагом нужно было сыграть 2 144 раза. Или «Колобок» Большого театра кукол Санкт-Петербурга (зал на 56 мест) собрал в «Больших гастролях-онлайн» около 3000 аншлагов за одну трансляцию с охватом 164 341 просмотр.

Александр Калягин

Александр Калягин, народный артист РСФСР, председатель Союза театральных деятелей РФ подчеркнул в благодарственном письме, что у виртуальных гастролей есть свои плюсы – огромный охват зрительской аудитории .

– С восхищением я наблюдаю, как вы в сегодняшних тяжелейших условиях карантина, в который погрузился весь мир, делаете так много важного и необходимого, чтобы театральная жизнь страны окончательно не заглохла.

Ведь очевидно, что театры наиболее болезненно проживают эти дни самоизоляции, лишившись самого главного – живого общения со зрителем.

Но та обширная программа спектаклей разных театров в режиме онлайн, которую вы нам всем предложили, дает театрам возможность, пусть виртуальных, но все-таки встреч со зрителями. И в этом общении тоже есть свои плюсы – огромный охват зрительской аудитории.

Жанровая палитра проекта оказалась интересна самому широкому зрителю любого возраста от 0+ до 18+. Программа включала в себя драму, детско-юношеские спектакли, постановки театров кукол, балет, оперы, мюзиклы, гала-концерты, читку пьесы (Национального театра из Минска), также премьеру первой онлайн-экскурсии по музею театра Образцова. Серии трансляций осветили важные юбилейные и исторические события страны, общественно-значимые календарные даты. Среди спецпоказов: «75 лет Победе – Театр военных действий», Неделя национальных театров, Неделя музыкальных театров, Навстречу Международному дню защиты детей, Неделя русского языка (спектаклей по русской классике), Неделя зарубежной драматургии, Навстречу Дню молодежи в России, «Летний калейдоскоп».

«Большие гастроли-онлайн», на более чем 80% состоявшие из показов спектаклей региональных театров, объединили абсолютно разные театры и зрителей, находящихся на противоположных концах страны. Публика, «путешествуя» с гастролями-онлайн каждый день из города в город, получила доступ к новым уникальным постановкам, открыла имена новых артистов совсем незнакомых и малоизвестных театральных коллективов, которые, зачастую, знала лишь по названиям. В едином культурном пространстве «Больших гастролей-онлайн» выступили на одной виртуальной сцене театры как малоизвестные, так и выдающиеся, исторические.

На практике оказалось, что в интернет-зале «Больших гастролей-онлайн» все театры равны: и тысячный зал, и площадка на 50 мест.

ТОП лидеров охвата:

1. Московский театр «ЕТ СЕТЕRA» п/у А. Калягина, спектакль «Сердце не камень» – 908 003

2. Московский областной театр кукол, спектакль «Можно попросить Нину?» – 549 320

3. Малый театр России, спектакль «Васса Железнова. Первый вариант» – 484 051

4. Московский театр «Геликон-Опера», спектакль «Диалоги Кармелиток» – 420 310

5. Тверской театр юного зрителя, спектакль «Тайм-аут» – 364 577

6. Омский театр куклы, актера, маски «Арлекин», спектакль «Руслан и Людмила» – 327 411

7. Оренбургский театр драмы им. М.Горького, спектакль «Капитанская дочка» – 319 881

8. Саратовский театр оперы и балета, спектакль «Вешние воды» – 294 337

9. Иркутский театр кукол «Аистёнок», спектакль «Приключения Буратино» – 293 185

10. Свердловский театр драмы, спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» – 281 976

«Большие гастроли-онлайн» вели ежедневные онлайн-встречи от первого лица. Перед показами спектаклей транслировалась подборка видео, в которых к зрителям и коллегам по цеху обращались со словами поддержки директора и режиссеры театров-участников. Некоторые отзывы участников проекта:

Григорий Лифанов

Григорий Лифанов, режиссер, художественный руководитель Екатеринбургского ТЮЗа : «Уникальную возможность для театров не только не терять связь со зрителем, а еще и привлекать новую аудиторию, не ограниченную географическими границами, предоставила программа «Большие гастроли-онлайн»».

Валерий Баджи

Валерий Баджи, главный режиссер Московского Детского Камерного Театра Кукол, почетный деятель искусств г. Москвы: «Каково это – играть на пустой зал? Конечно, театр без зрителя – не театр, но в данной ситуации, которая сложилась, это конечно же большой выход. Мы все равно пришли к нашему зрителю, пускай через экраны компьютеров, но тем не менее мы были с ним! В первую очередь нас посмотрела та аудитория, которая живет не в нашем городе и те люди, у которых просто нет возможности прийти в театр».

С первого дня введения режима самоизоляции и карантина в трансляциях «Большие гастроли-онлайн» к зрителям и коллегам обратились звезды российской сцены. Алла Демидова, Вера Васильева, Светлана Немоляева, Евгения Симонова, Сергей Безруков, Виктор Рыжаков, Нонна Гришаева, Сергей Гармаш, Игорь Петренко, Ольга Лерман, Ирина Пегова, Юлия Пересильд, Игорь Верник, Максим Матвеев. Также моральную поддержку театралам выразили деятели театрального искусства: Дмитрий Бертман, Дмитрий Трубочкин, Юрий Бутусов, Евгений Князев, Евгений Писарев, Константин Райкин, Георгий Исаакян, Владимир Скворцов.

Проект оказал не только моральную, рекламную поддержку театрам, но также предоставил компетенцию при согласовании авторских прав, обеспечил решение всех финансовых и организационных задач для проведении прямых эфиров спектаклей из пустых залов театров.

Дмитрий Бертман

В своем видеообращении Дмитрий Бертман, народный артист России, художественный руководитель Московского музыкального театра «Геликон-опера», отметил: «В условиях этой дистанции, на которую нас посадила эта пандемия, именно благодаря проекту «Большие гастроли» Министерства культуры Российской Федерации мы смогли встретиться с сотнями тысяч зрителей за один показ на платформе как раз «Больших гастролей». И сейчас получается, что это Очень Большие гастроли, а не просто «Большие гастроли» (спектакль «Турандот» посмотрели 263 430 зрителей, «Орландо, Орландо» — 420 310 зрителей, гала-концерт «Рождественский бал» – 213 562 зрителя). Это фантастика, когда практически за один показ спектакль смотрит такое количество людей, которое смотрит в театре за сезон!

И конечно, я думаю, что в дальнейшем нам, театрам, и Министерству культуры, и департаментам культуры разных городов, надо думать как сделать так, чтобы профессиональная запись спектаклей была частью нашего госзадания. Чтобы мы знали, когда выпускаем спектакль, мы делаем еще и телевизионную версию — профессиональную, многокамерную, со звуком. Это нужно не только для таких форс-мажоров, которые случились сейчас, это нужно как фонд, Золотой фонд культуры. Это фонд такой же, как газ, как нефть, это тоже самое».

%d такие блоггеры, как: