РАМТ. ЦДТ. ОТ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ДО 1980-Х

Фронтовая бригада ЦДТ

Наш экскурсовод Злата Батуева приглашает вас в увлекательное путешествие по театральной истории. Героем нескольких публикаций станет Российский академический молодежный театр. Четвертая часть расскажет о ЦДТ во время ВОв, послевоенные годы и о режиссерах, которые работали в ЦДТ.

После ареста Натальи Сац директором театра на площади Свердлова стала Е.Н. Ванеева. Актер и режиссер МХАТа 2-го Владимир Дудин – художественным руководителем.
Началась Великая Отечественная война. Директор ЦДТ Ванеева на вопрос артистов, есть у нас театр или уже нет, твердо отвечала: «Советская власть есть, значит, есть театр. Главное не волноваться». Уже на вокзале, перед отправкой в эвакуацию на Кузбасс, она, человек революционной закалки (первый редактор «Искры»), раздавала зарплату артистам из собственных сбережений со словами: «Вот все мои сбережения (в руках ее был сверток с деньгами). Я вам их раздам, составьте ведомость и отдайте ее мне. Мы должны сохранить театр во что бы то ни стало». В годы войны репертуар театра был изменен, спектакли показывали труженикам тыла, раненым бойцам и новобранцам собирающимся отправиться на фронт. Многие актеры ушли на фронт и в труппе оставалось лишь 20 человек. Истощенные, с забирающей последние силы дистрофией, актеры играли новые и восстановленные спектакли. Из-за нехватки кадров и материалов педагоги садились за печатную машинку, чтобы записать за артистами произнесенные по памяти тексты пьес «Любовь Яровая», «Сказки» Маршака. Несколько актеров под фамилиями своих героев попробовали отправиться на фронт, но командир отряда новобранцев вовремя разобрался и вернул их в театр. Работа артистов была крайне важна в тылу.
Они занимались с детьми в кружках, студиях, самодеятельных коллективах, помогали раненым писать и читать письма, ежедневно знакомили их с классическими произведениями. Как и многие другие коллективы, театр откладывал часть доходов для фронта. К апрелю 1943 года собрали 50 тысяч рублей, на которые был сделан и отправлен на фронт танк от имени ЦДТ. В это же время в передовых военных частях работала театральная бригада из восьми артистов, которые не только показывали представления, но и воевали наравне с остальными солдатами.
Леонид Волков
В октябре 1943 года из эвакуации театр вернулся в Москву. Труппой руководил Леонид Волков. В открывшейся при театре в 1945 году студии-школе педагоги из МХАТа и Большого обучали будущих артистов коллектива. За время отсутствия труппы помещение отдали Малому театру. Поэтому артистам первого в мире Детского театра пришлось полгода ютиться на временных площадках. Еще 4 года спектакли пришлось показывать в небольшом помещении на улице Пушкина.
Театр вернулся в родное здание в 1947 году. «Вчера у детей столицы был большой, радостный праздник, – сообщалось на следующий день в газетах. – Центральный детский театр вернулся в помещение, где он играл до войны. Двери одного из лучших Театральных зданий Москвы, находящегося на площади Свердлова, гостеприимно распахнулись перед юными зрителями». Первые выпускники студии-школы пополнили труппу, становившуюся все более сильной, разноплановой, яркой. 
Ольга Пыжова
В 1948 году художественным руководителем стала актриса МХАТа Ольга Пыжова, соратница Волкова по МХАТу-2, а новым директором назначили Константина Шах-Азизова. В январе 1949 года состоялась премьера спектакля «Где-то в Сибири» – пьесу И.Ирошниковой поставил молодой Георгий Товстоногов, а в ноябре того же года О.Пыжова и В.Бибиков показали зрителям спектакль «Ее друзья» – первую пьесу начинающего драматурга Виктора Розова. Так открывалась в Центральном детском новая эпоха – действительно эпоха, потому что, начиная с этого спектакля, впервые сыгранного ноябрьским вечером и прошедшего около двухсот раз, Виктор Розов вошел в историю театра. Не только Центрального детского…
Мария Кнебель
В 1950-м в театр устроилась режиссёр Мария Кнебель, она же через пять лет стала новым руководителем театра и пригласила на работу Анатолия Эфроса и Олега Ефремова. Оба режиссёра после многолетней работы в коллективе ушли создавать собственные театры.
Анатолий Эфрос
С 1960 года до самой смерти в 1974 году Шах, как уважительно звали в театре Шах-Азимова, совмещал должности директора и главного режиссера.
Семидесятые годы называют «застойными» из-за гнетущей, затхлой атмосферы, царившей в обществе. Театры вынуждены были пропагандировать со сцены политические установки власти. Преодолевая цензурные препоны, все же удавалось ставить спектакли, о которых спорили, говорили и школьники, и их родители, и учителя. Удерживать культурные традиции было трудно, но очень важно.
Олег Ефремов
С 1971-го по 1974-й театр вновь возглавлял К.Я.Шах-Азизов, а с 1974-го по 1979-й художественным руководителем был Владимир Валентинович Кузьмин. Благодаря усилиям руководителей театра создавались спектакли, приобщавшие зрителей не только к сокровищам мировой культуры, но учившие «мыслить и страдать».
Шах-Азизов
После смерти К.Я.Шах-Азизова директором театра стал заслуженный артист России Владимир Иванович Полупарнев. Он прекрасно сохранил и продолжил традиции Центрального детского…

В эти годы в Центральном детском театре шли спектакли, привлекавшие внимание публики: «Печальный однолюб» С.Соловейчика (постановка А.Некрасовой), «Враги» М.Горького (реж. В.Кузьмин), «Молодая гвардия» А.Фадеева (реж. П.Хомский), «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.Гоголя (реж. В.Фокин), «Разговоры в учительской» Р.Каца (реж. С.Яшин), «Сказка о четырех близнецах» П.Панчева (реж. Л.Эйдлин).
%d такие блоггеры, как: