Ура! После долгого перерыва открываются музеи. И в нашей подборке самые интересные выставки.
MMOMA 99/19. ТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ К ДВАДЦАТИЛЕТИЮ МУЗЕЯ
MMOMA
19.12.19 – 13.09.20
Московский музей современного искусства представляет юбилейную выставку, приуроченную к своему ХХ-летию. Проект «MMOMA 99/19» объединил 20 профессионалов из разных областей науки и культуры — от режиссеров и музыкантов до врачей, ученых и рестораторов. Под руководством кураторской группы ММОМА они предложили особый взгляд на обширное музейное собрание отечественного искусства в разрезе своей профессиональной деятельности. Приглашенными кураторами юбилейного проекта стали Михаил Алшибая (медицина), Алена Долецкая (медиа), Андрей Малахов (телевидение), Владимир Мухин (гастрономия), Ольга Трейвас (архитектура), Диана Вишнева (танец), Алиса Хазанова (кино), Федор Конюхов (мореплавание), Илья Лагутенко (музыка), Андрей Артемов (мода), Олег Воскобойников (история), Фредерик Маль (парфюмерное искусство), Кирилл Серебренников (театр), Кети Чухров (философия), Владимир Сорокин (литература), Федор Смолов (спорт) и голосовой помощник Marusia (информационные технологии). В выставке также приняли участие директор Центра им.Ж.Помпиду Бернар Блистен, британский художник Мартин Крид, президент Российской Академии художеств Зураб Церетели, ответственные за направление «искусство».
ATELIER E.B «ПРОХОЖИЙ»
МУЗЕЙ GARAGE
31.01.20 – 09.08.20
Проект пограничного жанра, где встречаются музейные и магазинные витрины, архивные материалы по истории моды, этнографических музеев и всемирных выставок, а также поп-ап-магазин, где можно купить вещи марки Atelier E.B (так подписывают свои совместные проекты дизайнер Бека Липскомб и художница Люси Маккензи). Atelier E.B (Ателье «Эдинбург —Брюссель») основано в 2007 году и функционирует как бренд одежды, использующий локальные технологии производства, не связанные с рынком труда в странах третьего мира.
«Прохожий» — инсталляция, с помощью которой авторы исследуют взаимодействие витрин, тех, кто на них смотрит, и того, что в них выставлено. Липскомб и Маккензи показывают витрину как границу между прошлым и настоящим, между созидателем и созерцателем, между фантазиями о чем-либо и реальностью. И чтобы проиллюстрировать свою мысль, обращаются как к архивным материалам, так и к работам современных художников. Для московской версии «Прохожего» Бека и Люси сделали две инсталляции. Первая — улица магазинных витрин по мотивам берлинского района Шарлоттенбург. Липскомб придумала и спроектировала их для того, чтобы представить предметы из новой коллекции Atelier E.B — Jasperwear. А Маккензи сделала панно-обманки, имитирующие мраморные поверхности в витринах Atelier E.B и копию натюрморта Мередит Фрэмптон «Проба и ошибка» (оригинал 1939 года хранится в коллекции Tate Britain). Их совместная работа — кинетическая скульптура «ГУМ»: Маккензи расписала женские фигуры, а Липскомб — образцы текстиля, занавес-обманку и серию панелей с декоративными узорами.
ЮРИЙ АННЕНКОВ. РЕВОЛЮЦИЯ ЗА ДВЕРЬЮ
МУЗЕЙ РУССКОГО ИМПРЕССИОНИЗМА
13.02.20 – 23.08.20 (Музей открывается для посещения 01.07.20)
Анненков входит в число самых дорогих русских художников, его произведения находятся в главных государственных музеях России, Франции и США и демонстрируются на международных выставках.
Творчество знаменитого художника, иллюстратора поэмы «Двенадцать» Александра Блока, блистательного портретиста, в чьих работах запечатлены образы Серебряного века русской культуры, впервые будет представлено в таком объеме: более 100 произведений живописи, графических портретов и эскизов к постановкам из ведущих музеев и частных собраний России и Франции.
Выставка будет разделена на три части и дополнена интерактивными эллементами, аудиозаписями, а также воссозданными любимыми ароматами Анны Ахматовой, Айседоры Дункан и других героев картин Юрия Анненкова.
Первая часть познакомит посетителей с Анненковым-портретистом. В зале можно будет увидеть работы из авторских альбомов «Портреты» и «Семнадцать портретов», созданных художником до его эмиграции. Здесь будут представлены портреты Льва Троцкого, Всеволода Мейерхольда, Анатолия Луначарского, Айседоры Дункан, Анны Ахматовой, Максима Горького, Корнея Чуковского.
Вторая часть экспозиции посвящена театру — одному из ключевых направлений деятельности Юрия Анненкова как до, так и после эмиграции. В качестве сценографа и художника по костюмам он оформил более 70 театральных постановок.
Третья часть экспозиции раскрывает Анненкова как талантливого иллюстратора и карикатуриста. В зале будут представлены шаржи и карикатуры, опубликованные в журнале «Сатирикон», а также часть иллюстраций к поэме «Двенадцать» Александра Блока.
ТАТУ
ГМИИ ИМ. А.С. ПУШКИНА. ГАЛЕРЕЯ ИСКУССТВА СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ XIX–XX ВЕКОВ
03.03.2020 – 31.05.2020 (Музей открывается для посещения 10.07.20, выставку продлили до сентября 2020).
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина совместно с парижским Музеем на набережной Бранли имени Жака Ширака представляет выставочный проект «Tату», посвященный искусству татуировки. В экспозицию войдут около 200 произведений масштабного хронологического и географического охвата, раскрывающих историю этого феномена.
Выставка расскажет об этапах развития татуировки в разных регионах мира на примере различных материалов: от предметов традиционного искусства до произведений современных художников. Работы активных сегодня тату-мастеров будут показаны на созданных специально для выставки объемных силиконовых моделях – слепках с частей тела реальных людей. Среди художников, выполнивших проекты татуировок, – ведущие современные мастера со всего мира: Филип Лю, Хенк Шиффмахер, Джек Руди, Гай Атчисон, Алекс Бинни, Доктор Лакра, Тин-Тин, Пол Бут, Хориёси III, Лео Сулуэта и другие.
ЕБРОСЫН МЕЛЬДИБЕКОВ «ТРАНСФОРМЕР»
МУЗЕЙ GARAGE
12.06.20 – 29.10.20
Проект казахского художника Ербосына Мельдибекова «Трансформер», созданный для программы Garage Square Commission, — результат авторского исследования истории монументов в сквере Эмира Тимура в Ташкенте, который за свою столетнюю историю сменил шесть названий, в то время как украшающий площадь монумент менялся восемь раз. Инсталляция «Трансформер» представляет собой увеличенный до высоты четыре с половиной метра детский деревянный конструктор со сменными насадками в виде частей бывших памятников. Всего «Трансформер» предполагает пять сборок, которые будут сменять друг друга в соответствии с составленным автором списком советских, казахских, киргизских, российских, таджикских, туркменских и узбекских государственных праздников.
ИСХОД
ЕВРЕЙСКИЙ МУЗЕЙ И ЦЕНТР ТОЛЕРАНТНОСТИ
16.06.2020 – 18.09.2020
Детский центр при Еврейском музее и центре толерантности представляет семейную выставку «Исход». Она посвящена одной из самых важных библейских историй – истории о порабощении евреев в Египте, а также об Исходе, их освобождении – не только физическом, но и духовном.
Выставка «Исход» состоит из двух частей: первая – рассказ об Исходе с иллюстрациями из манускриптов Средних веков и Нового времени. Вторая часть – инсталляция «Моше и овцы».
Рассказ об Исходе на выставке представлен в виде иллюстраций из нескольких манускриптов Пасхальной Агады, принадлежавшей как сефардским евреям, так и ашкеназам. Эти манускрипты представляют собой библиографическую редкость и находятся в специальных хранилищах в библиотеках и музеях разных стран – именно в них нашли свое отражение древние предания и их восприятие в религиозном сообществе.
Технологии дополненной реальности позволят «оживить» некоторые иллюстрации из манускриптов, чтобы ближе познакомиться с преданием: для этого необходимо скачать на смартфон приложение «Еврейский музей и ЦТ AR» и навести фотокамеру на картинку.
В священном писании еврейский народ назван в том числе и «овцами божьими» – это сравнение могло возникнуть как раз во времена египетского плена и намекает на общность и кротость иудеев. Бога, в свою очередь, сравнивают с пастухом, а Моше, его пророк, был пастухом в действительности. Инсталляция «Моше и овцы» посвящена этой аллегории, и в ее дополнении может принять участие каждый посетитель.
В рамках инсталляции ежедневно будет работать ателье, сотрудники которого предложат посетителям сделать собственную овечку – ее можно забрать с собой как сувенир или оставить частью инсталляции.
ПОКОЛЕНИЕ XXI. ДАР ВЛАДИМИРА СМИРНОВА И КОНСТАНТИНА СОРОКИНА
ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ
03.07.20 – 06.09.20
Третьяковская галерея приступает к активному формированию коллекции современного искусства последних двух десятилетий. Основой фонда искусства 2000–2010-х годов станут более 100 произведений, переданных Галерее в дар Владимиром Смирновым и Константином Сорокиным. Дар сопровождается крупным пожертвованием для самостоятельных закупок музеем произведений современного искусства.
Цель масштабной выставки, основанной на даре Владимира Смирнова и Константина Сорокина, — представить и проанализировать главные явления и идеи в российском искусстве последнего десятилетия.
Передаваемая в дар коллекция отобрана совместно специалистами Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина и Третьяковской галереи, она включает произведения живописи и графики, фотографии и видеоработы, объекты и инсталляции художников разных направлений. Основа коллекции — работы молодых, но уже состоявшихся авторов, которые начали свой путь в 2000-х годах. Многие из них принимали участие в престижных российских и международных выставках, сотрудничали с ведущими российскими и западными галереями и фондами.
НЕНАВСЕГДА. 1968–1985
НОВАЯ ТРЕТЬЯКОВКА
07.07.20 – 11.10.20
Масштабная выставка-исследование задумана как вторая часть трилогии, посвященной послевоенному советскому искусству и включающей в себя выставки о трех исторических периодах — оттепели, застое и перестройке.
В этом выставочном проекте искусство эпохи застоя впервые будет рассматриваться в контексте мировой проблематики постмодернизма. Несмотря на относительную изоляцию, в позднем СССР осуществлялся переход от культуры индустриальной к культуре информационной. Советские художники, так же, как и их западные коллеги, столкнулись с проблемами поисков идентичности, смешения языков, столкновения локальных и глобальных контекстов.
ВЫСТАВКА ZOOM «WASTED/ВПУСТУЮ»
ГАЛЕРЕЯ RUARTS
10.07.2020 – 30.08.2020
Первый галерейный проект московского художника Zoom, чьи работы в течение последних лет регулярно появляются на улицах столицы, привлекая внимание прохожих злободневным содержанием и радикальной формой.
Задумав проект еще в 2019 году, Zoom представлял его как размышление о возможном антиутопическом будущем – своего рода предостережение человечества о страшных последствиях текущего безответственного использования природных ресурсов и нескончаемого перепроизводства. Однако сегодня мы все стали непосредственными свидетелями того, что казалось худшим сценарием развития событий. Постапокалиптическая картина мира оказалась реальностью, нашим настоящим, с которым мы встретились лицом к лицу. Как отмечает куратор выставки Алексей Партола: «Тревожащие объявления («Внимание, карантин!», «Чистая вода», «Осторожно, мародёры») на железном заборе из работы «Are you ready for the future?», сделанной в конце 2019 года уже не кажутся чем-то абстрактным из далекого будущего, а сам вопрос из названия уже никому не задают».