Московский театр МОСТ закрывает 20-ый, юбилейный сезон. В этом году коллектив выпустил сразу два спектакля, открыл здание Новой сцены, готовился весной пригласить зрителей на праздничное торжество в Доме Актёра и ещё одну премьеру – спектакль «Русская народная почта» по пьесе Олега Богаева в постановке Георгия Долмазяна, но известные обстоятельства помешали этим планам.
Георгий Долмазян выпустил в театре МОСТ более 10 спектаклей. Его дебютной работой стала драматическая постановка «Аттракцион» по роману «Взятие Измаила», эксклюзивное право на постановку которой дал сам автор — Михаил Шишкин. В 2018 году трагикомедия Георгия Долмазяна «Поминальная молитва» по пьесе Григория Горина стала лауреатом Международной зрительской премии «Звезда Театрала». Спектакли Георгия Долмазяна идут в Школе Драматического искусства, Театре Et Cetera, Театриуме Терезы Дуровой.
О том, как работать над спектаклем онлайн, о профессии и призвании мы побеседовали с режиссёром театра МОСТ Георгием Долмазяном.
Говорят, в театр не приходят – туда попадают, как под трамвай. У каждого артиста и режиссёра есть своя история такого попадания. А как в Вашей жизни появился театр?
Моя личная история действительно из разряда «попадания». Тогда, в марте 94-го, я гулял по улице Герцена (сейчас – Большая Никитская) и буквально случайно зашел в огромные деревянные двери дома номер 3 (там тогда располагался театр МОСТ – прим. ред.). Мне навстречу вышел главный режиссер театра Евгений Славутин. Он спешил к ученикам, на занятия по актерскому мастерству. Решив, что я не могу найти аудиторию, пригласил пройти с собой. За дверью с надписью «8» его ожидали будущие актеры, которые целую неделю проходили через разные творческие туры. Слава Богу, я не стал противиться, зашёл и с тех пор, как говорится, моя жизнь уже никогда не будет прежней…
Мне кажется, любой из тех, кого называют человеком театра, проходил путь по примеру героя из сказки про «Конька-горбунка». Помните, там нужно было прыгнуть сначала в котел с холодной водой, потом – с горячей, а потом – с кипящим молоком? Театр – это всегда испытание. Здесь случайные люди не задерживаются.
В чем, на Ваш взгляд, уникальность театра МОСТ, что отличает его от других театров Москвы?
Есть две главные путеводные звезды нашего Театра. Первая – особое чувство правды. Наши актеры играют на расстоянии вытянутой руки. Они как на линии фронта. Каждое слово, каждый жест должны быть наполнены этой Правдой. Иначе все рухнет. Вторая – Театр про Жизнь. Я верю: мы помогаем нашим зрителям жить. Не учим жизни, не даем рецептов как выжить, а именно помогаем жить!
Когда мы только начали строить театр на Большой Садовой, было принято решение о создании белого пространства без кулис. От самого входа и до сцены. Эта, на первый взгляд, утопическая идея позволила появиться Театру Открытому, готовому к диалогу со зрителем.
У каждого режиссёра есть своя, больная, если можно так сказать, тема, которая время от времени возникает в его творчестве. Какая тема является ключевой для режиссера Георгия Долмазяна?
Темы меняются в зависимости от жизненных обстоятельств – моих собственных, окружающего мира. Эти темы иногда пугают, душат, жить не дают. А иногда делают самым счастливым. Все они наполняют душу – мой «чемодан» с воспоминаниями, страхами, радостями, удачами, потерями. Вдруг какая-то из них взрывается, вылетает на передовую, и вот я уже изобретаю новую жизнь. Ту, в которую совершенно чужие мне люди поверят и через которую они будут размышлять о своей.
Как Вы выбираете пьесы для постановки? Что обычно «цепляет» Вас в тексте?
Прежде всего, это талант автора, его умение раскрывать человеческую природу. А ещё – почти мистическое приглашение к соавторству, которое исходит от некоторых текстов. Как будто писатель сам тебя подталкивает. К примеру, космический уровень чеховского дара доказывает огромное количество удачных спектаклей по одной и той же его пьесе. Их можно заново открывать раз за разом и каждый раз находить своё, новое, «самое важное».
С чего Вы обычно начинаете работу с артистами? На что, в первую очередь, обращаете их внимание?
Если быть совсем откровенным, я редко сомневаюсь в точности подбора исполнителей, а потому практически не делаю проб. Уже на первой читке собираются актеры, с которыми я готов идти до самой премьеры. И крайне важно поговорить с ними обо всем. Дать понять, о чем будет спектакль, зачем мы беремся за этот материал именно сегодня. Важно на социально-эстетическом уровне дать возможность пощупать будущий спектакль, почувствовать его.
Я очень люблю эту первую встречу с актерами – до начала всех читок и разборов. Там появляется какая-то магическая энергия, которую дальше будешь ловить вплоть до премьеры.
Многие артисты в театре МОСТ только начинают свою карьеру. Как Вы работаете с ними, на чём делаете акцент?
Можно по-разному воспринимать взаимоотношения между режиссером и актером. Кто-то выбирает форму корриды, в которой режиссер с актером постоянно меняются ролями матадора и быка. Кому-то по душе «я сочиняю, ты играешь».
Для меня каждая новая работа – это еще одна возможность влюбиться, шанс очаровать друг друга. Театр – это группа увлеченных своим делом единомышленников. Я стараюсь с самого начала запустить в команде механизм, который выпускает на волю актера-художника. Самое больше счастье, когда это получается.
Сейчас на финишную прямую вышел Ваш новый спектакль – «Русская народная почта» по пьесе Олега Богаева. Как Вы нашли этот материал и чем он Вас зацепил?
Со мной несколько раз случалась одна и та же история. Возникала тема, которая волновала столь мощно, что успокоить себя я категорически не мог. Честно себе признавался – я хочу ставить только об этом. И дальше происходило чудо. Непонятно откуда появлялся Тот Самый Текст…
Отличный пример со спектаклем «Аттракцион», когда однажды я незадолго до полуночи в магазине «Книга Москва» открыл случайную страницу романа Михаила Шишкина «Взятие Измаила». Прочитал одну строчку, перелистнул на 100 страниц вперед, закрыл книгу и устремился с ней к кассе. Ровно такая же история произошла с пьесой «Русская народная почта». Это была Та Самая Пьеса.
Театр МОСТ – театр молодых, символика «Русской народной почты» – одиночество, старость, смерть — насколько она близка вашим артистам? Как вам удалось увлечь их в работу над таким серьёзным «взрослым» материалом?
Я не доверяю грубым театральным разделениям на материалы для взрослых и детей. Иной детский спектакль может дать человеку гораздо больше, чем «Анна Каренина», и наоборот. Убеждён, что серьёзные жизненные вопросы одинаково волнуют и молодых, и зрелых. Спектакль «Русская народная почта» – не о старости или смерти. Он о Жизни. В этой лаконичной, в общем-то, истории перед нашими глазами разворачивается целая жизнь. И вместе со зрителями мы можем посмотреть на нее со стороны, сравнить с собственной, сделать выводы.
В нашем театре рядом с молодыми актерами творит совершенно потрясающий состав взрослых мастеров: исполнитель главной роли в «Русской народной почте» Евгений Никулин, его партнёры по сцене Юрий Огульник, заслуженная артистка России Людмила Давыдова… Это актеры очень большого таланта и опыта. Счастье режиссерское иметь такие козырные карты.
Расскажите, как проходят репетиции в период карантина? Насколько так удобно или, наоборот, неудобно работать с актерами?
Понятно, что все мы начали «репетировать» в зумах не от хорошей жизни. Театр – это люди с живой энергией и ожидать такого же контакта через мониторы, как минимум, наивно. Но висеть в неизвестности до лучших времен просто глупо. Мы разработали с актерами особый подход к онлайн-репетициям: пошли путем оперных и кинопостановок. После разбора материала сделали раскадровку сцен и начали наполнять виртуальное пространство. Надо сказать, что особо помогло участие в этих репетициях звукорежиссера. Она создаёт атмосферу, что здорово помогает всем нам фантазировать и строить будущую постановку.
Все говорят, что после нынешнего длительного карантина «мир уже не будет прежним». Как вы думаете, что изменится в театральной сфере?
Предсказываю массовый наплыв новых спектаклей и фильмов про вирусы… А если отбросить в сторону шутки – глобально ничего не изменится. Будут меняться формы, но главным всегда будет встреча актера со зрителем в публичном пространстве. Театр как сценическое искусство будет продолжать свою жизнь и дальше. Как говорил чеховский Сорин – «Без театра нельзя».
Вот куда придет основной удар, так это административный корпус. Надо быть готовым к тому, что в первое время будет сложно с продажей билетов. Вряд ли после карантина все побегут в театр.
В какие театры ходите сами?
К сожалению, с нынешней занятостью походы в другой театр превратились в большую роскошь. То редкое свободное время, которое внезапно появляется для театральных выходов, стараюсь использовать на постановки, за которыми стоят большие уважаемые мастера. Вряд ли мой список кого-то удивит. Это, безусловно, «Дядя Ваня» Римаса Туминаса, «Гамлет» Юрия Бутусова, «Барокко» Кирилла Серебренникова, «Сказки Пушкина» Роберта Уилсона, «Бег» Сергея Женовача, «Макс Блэк» Хайнера Гёббельса.
Но, боюсь, свой личный рекорд – 14 восторженных просмотров спектакля Петра Фоменко «Семейное счастье» уже не перебить. Мне кажется, если меня тогда попросили бы со сцены, то легко мог бы выйти и сыграть любую роль. И мужскую, и женскую.
Каким, по Вашему мнению, должен быть современный театр? В чём его главная задача?
У театра во все времена одна задача – Быть Живым. Настоящим. Зритель, который столкнулся в свой первый поход с фальшью и мертвой материей, вряд ли пойдет во второй раз.
Театр МОСТ отмечает 20-летие. Чтобы Вы могли пожелать коллективу?
Для меня Будущее – это то, что ты делаешь Сегодня. Все разговоры о том, что вот, завтра мы создадим нечто чудесное и невероятное, разбиваются на мелкие крупицы, если это чудесное и невероятное мы не создаем сейчас. Поэтому я желаю всем нам, кто строит сегодня Театр МОСТ, каждый день невероятных творческих чудес. Почти как у Горинского Мюнхгаузена – «С 8 утра до 10 – Подвиг»!
Фотографии предоставлены пресс-службой