ИСТОРИЯ «РУССКОГО СЭЛИНДЖЕРА» В ТЕАТРЕ «ОКОЛО ДОМА СТАНИСЛАВСКОГО»

Елена Жатько

Фото с сайта театра

Спектакль «Школа для дураков» это сюрреалистическая композиция по одноименному роману Саши Соколова. Эмоциональная сдержанность, хаотично-склеенные сцены, бескрайность метафор, аллегорических подтекстов и наивного примитивизма – всё это вмещает постановка Юрия Погребничко на сцене театра «Около дома Станиславского». Но это лишь визуальная картинка, внутри которой содержится главное – переосмысление одного из самых известных постмодернистских произведений ХХ века. «Обаятельной, трагической и трогательнейшей книгой» называл роман сам Владимир Набоков. Этими же качествами обладает и спектакль, где удалось зафиксировать особенное состояние невозмутимого покоя: сладкого и радостного.

Главный герой – Ученик такого-то класса специализированной школы, страдающий раздвоением личности. Ученика играют два актёра – Егор Павлов и Наум Швец. Они внешне абсолютно разные – один высокий, с рыжей бородой и блаженной улыбкой, другой (его Alter ego) – темноволосый, с густыми бровями вразлет.

Трогательная Лилия Загорская в широких мужских брюках на подтяжках играет Автора. Её герой постоянно советуется, как лучше написать и вообще назвать этот странный рассказ, разбитый на эпизоды.

Определённая фрагментарность прослеживается и в сценографии: два скелета у старого шкафчика, потертая парта, панцирные кровати и гамак с цветами под потолком. Художник Надежда Бахвалова делит железнодорожными путями сцену пополам. Тема бесконечной дороги, где нет начала и конца, подобно времени без прошлого и будущего – общий лейтмотив Соколова и Погребничко.

Двери распахиваются и открывают пустое черное пространство, открытый внематериальный космос. На «порог» этих врат выходит безмолвная толпа, превращающаяся в какой-то момент в коллектив учителей, «рабов тапочной системы». Здесь же бессловесно развивается лирическая линия взаимоотношений учителя географии Норвегова (Александр Орав) и Розы Ветровны (Элен Касьяник). Норвегов – фантазёр-фрик, предлагает советскому школьнику прочитать Аввакума и отказывается замечать собственную смерть. Странный учитель не на шутку раздражает отца Ученика, городского прокурора (Юрий Павлов). Он играет на аккордеоне и носит тюремную робу с надписью: «Прокуратура». Наивный и прямолинейный стиль обогащает всю канву действия фантасмагорической поэтикой. Это объясняет появление чудаковатых персонажей с ватой-снегом на плечах!

Музыкальный сюжет истории «русского Сэлинджера» заканчивается ироничной песней «Расцвела сирень в моём садочке», под ритмы которой танцует доктор Заузе. Анатолий Егоров (Заузе) и Ольга Бешуля (Шейна Соломоновна, не выпускающая из рук патефон) создают очень запоминающие образы, несколько трагикомедийного плана. Но актерское существование здесь подчинено общему уравновешенному, возможно, медитативному настроению, в которое погружают и зрителя. Это отнюдь не лишает спектакль тонкого, присущего только Юрию Погребничко, юмора и самоиронии. Для режиссёра в этой работе не важен сюжет, эволюция характера, распутывание интриги, для него не существует хронологии, а есть только спасительное состояние покоя. Наверное, только такому состоянию под силу сберечь человечность в учениках «таких-то классов школы для дураков»…

Фотографии с сайта театра

Author

Поделиться: