«СПАСИБО, СЕРДЦЕ, ЧТО ТЫ УМЕЕШЬ ТАК ЛЮБИТЬ…»

Елена Жатько

Спектакль-долгожитель, идущий более 25 лет, «Русская тоска // Ностальгическое кабаре» – давно стал одной из визитных карточек театра «Около дома Станиславского». Здесь нет строгого сюжета, действие будто существует вне времени, замерло на вдохе. Несмотря на очевидное тяготение постановки к музыкальному эскизу, драматургическая история четко прочерчивается от песни к песне.

Певица в трогательном зелёном платье (Наталья Рожкова) и баянист (Николай Косенко) сидят на скамье. Они исполняют городские романсы первой половины ХХ века без тени ретро-гламурности, но и не в карикатурной манере. Скорее это ироничное переигрывание известных сочинений, мимолетный и лёгкий взгляд в прошлое, к которому нет возврата. Ностальгический характер не несёт в себе тягостного пессимизма, наоборот – в каждой композиции доброе воспоминание, будто ожившее со старой пожелтевшей фотокарточки.

Роль элегантного конферансье примерил молодой актёр Дмитрий Богдан. Он коротко объявляет номера, протяжно и лирически произнося текст. На его лице кроткая улыбка и лукавый прищур. Он вовлечен в действие, подыгрывает исполнителям, помогает, подставляя кирпичик под ножку певицы. Дмитрий Богдан привносит тот самый молодой дух современности, дышащий свободой и желанием постоянного движения. Он приплясывает, выносит на сцену валенок и начинает «играть» на нем, как на музыкальном инструменте, осыпает белым конфетти голову баяниста. Будто умышленно демонстрирует все атрибуты кабаре: вот вам и желанные спецэффекты! Получившийся в результате скетч раскрывает главную идею – русская тоска как извечное приятное и сладкое состояние человека.

«Тоска» в спектакле – это не эфемерное понятие, а реальный человек – актёр Никита Логинов. Он появляется в облике пилота, за спиной – крылья-книжка с воткнутыми перьями. Становится на скамейку и пытается совершить прыжок, но не отваживается… Ему мешают появившиеся из-за кулис актёры, и он уныло сходит со своего пьедестала. На крыльях читается надпись – «Тоска-Тоска». Зарисовка аллегорически отображает ту самую чеховскую тоску, которая возникает из ничего, постоянно стремится высвободиться, но как только переступает границу – тут же возвращается обратно, куда-то под ребра… И ещё один поэтический персонаж – девушка в ватнике «душегрейке» (Лилия Загорская), сидящая спиной к зрителям. Вдруг она, пританцовывая, запрокидывает голову и смотрит вверх. А там вместо ярких софитов кабаре – искусственные цветы. Они с грохотом падают и вонзаются острыми корнями в ограждённый кирпичами клочок сцены, похожий на могилку (художники Надежда Бахвалова и Юрий Кононенко). Будто пронёсся электрический разряд, увеличивший эмоциональную проводимость среды.

Лилия Загорская вместе с Юрием Погребничко выступают режиссёрами спектакля. Тоже в старой потрёпанной телогрейке, с удочкой – герой Юрия Погребничко открывает и закрывает голубой занавес, будто сметает слой пыли со старой граммофонной пластинки. Трогательность и хрустальный вокал Натальи Рожковой, обаяние Дмитрия Богдана и несокрушимый лиризм Николая Косенко, Юрия Погребничко и Лилии Загорской – создают спектакль, который невозможно представить с другими исполнителями и в ином пространстве. Только здесь, на камерной сцене с аскетичной обстановкой, на фоне поржавевшей стены – дух переломного ХХ века способен звучать нежно, с любовью и волнительным трепетом.

«Русская тоска // Ностальгическое кабаре» обладает каким-то едва уловимым исцеляющим эффектом, излечивающим от безнадёжности и хандры.  Ведь «русская тоска», оказывается, подобна птице –  умеет летать, парить, застенчиво возвышаясь над туманом обремененности. Пусть эти прыжки со скамейки не измеряются километрами в час, но они приносят неизмеримое количество жизнеутверждающей силы и надежды!

Фотографии с сайта театра

Author

Поделиться: