24 февраля стартует офф-программа национального театрального фестиваля и премии «Золотая Маска». «Маска Плюс» собирает в свою афишу спектакли, которые не вошли в основной конкурс, но фиксируют важные тенденции, еще не ставшие мейнстримом и при этом все больше заявляющие о себе в театральном процессе. В 2019 году проявился интересный репертуарный поворот: большая театральная классика стала все чаще перебираться в камерные залы. В афише «Маски Плюс» – два названия, которые переместились с больших сцен в экспериментальные «подвальные» пространства, а вот современная пьеса – напротив, вышла на большую сцену. Наш первый гид посвящен спектаклям из Санкт-Петербурга, попавшим в офф-программу.
РЕВИЗОР
ТЕАТР «СУББОТА». РЕЖИССЕР АНДРЕЙ СИДЕЛЬНИКОВ (НА СЦЕНЕ ЦЕНТРА ИМЕНИ МЕЙЕРХОЛЬДА)
24 ФЕВРАЛЯ
Андрей Сидельников превращает комедию Гоголя в лихой фарс с острыми политическими шутками и карикатурными персонажами, которые очень узнаваемы. Время в российском городе N пусть и не застряло в 1990-х, но и не слишком изменилось: в ходу новые костюмы и мобильные телефоны, а отражения в зеркалах все те же. Дело происходит на пресс-конференции, где нужно держать марку, только когда включен микрофон, а в остальное время можно расслабить галстук и оттягиваться под блатные мелодии. «Ревизор» театра «Суббота», с присущей ему густотой сатирических красок – в диапазоне от просветительского порицания до трэш-вакханалии современности, как нельзя лучше отражает всеобщий политический спектакль наших дней. Финал предсказуем, но от этого не менее эффектен.
ЧАЙКА
КАМЕРНЫЙ ТЕАТР МАЛЫШИЦКОГО. РЕЖИССЕР ПЕТР ШЕРЕШЕВСКИЙ (НА СЦЕНЕ ЦЕНТРА ИМЕНИ МЕЙЕРХОЛЬДА)
25 ФЕВРАЛЯ
«Когда я взялся за «Чайку», все остальные «большие» чеховские пьесы я уже ставил. Мне с художницей Надей Лопардиной показалось правильным и интересным этот опосредованный разговор о «преломлении жизни в искусство» вести как бы во вселенной «первоматериала», то есть уже сочиненных спектаклей мной же по другим текстам Чехова. Поэтому по нашей «Чайке» раскидано огромное количество цитат, отсылок к уже поставленным мной спектаклям. Я понимаю, что это очень личная игра, и никто не следит за моим творчеством столь пристально, чтобы эти отсылки прочитать. Но это не важно. Важно для меня, что эта игра с цитатами задает необходимый изнутри угол зрения: «преломление преломлений».
Жанр: «Концерт для одного небольшого фортепиано и восьми маленьких» – это во-первых, шутка, во-вторых, автоцитата, в-третьих, и «в-главных», способ остранения текста: рассказывать пьесу как некое музыкальное произведение. Иронический взгляд со стороны… Сегодня невозможно рассказывать чеховские тексты, не учитывая, что они – уже культурный миф, часть нашего сознания. «Он, как Епиходов, как Треплев, как Аркадина, как Варя et cetera», – можем думать мы о своих знакомых, осознавать ситуации собственной жизни через матрицы чеховских тестов», – говорит режиссер.
УТИНАЯ ОХОТА
ТЕАТР «МАСТЕРСКАЯ». РЕЖИССЕР ГРИГОРИЙ КОЗЛОВ (НА СЦЕНЕ ТЕАТРА НА ТАГАНКЕ)
26 ФЕВРАЛЯ
Александр Вампилов для Григория Козлова – один из самых близких по духу авторов. Значение Вампилова для театра XXI века доказывать не нужно. Его ставят много и часто вполне заурядно. Но именно Григорий Козлов чувствует в ритмах вампиловской тоски и безнадеги биение пульса нашего времени и современного театра, считывает авторские смыслы на уровне мировоззрения, интерпретирует, оставаясь в доступном авторскому видению диапазоне. Пусть спектакль неровен (особенно в ряде актерских работ и структурной организации действия) и несравним по художественной значимости со «Старшим сыном» и «Прошлым летом в Чулимске». Зато в нем в грубой, неприбранной форме во весь голос звучит исповедь режиссера, разбирающегося в первую очередь не с героями и ситуациями пьесы, но со своим поколением, пришедшим на смену как зиловым, так и ефремовым, шпаликовым, высоцким и всем тем, о ком мы в первую очередь вспоминаем при слове «застой». Здесь личная тема режиссера-гражданина, невольно задающегося вопросом, кто виноват в приходе неостагнации, искупает огрехи режиссера-постановщика. (Нияз Игламов)
TOPGIRLS
СОЦИАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР. РЕЖИССЕР ГАЛИНА ЖДАНОВА (НА СЦЕНЕ ЦЕНТРА ИМЕНИ МЕЙЕРХОЛЬДА)
2 МАРТА
«Вместе с командой я прочитала пьесу как историю о пути развития человека, о принятии на себя личной ответственности. Это выходит за рамки пола и гендера.
Лично я отношусь к Марлин, как к себе, с долей самоиронии, но с большой любовью. Иногда с отвращением. Иногда с восхищением. Это настоящий протагонист, конечно, я вкладываю в нее свои идеи. Менять ее решения и поступки бы не стала, без них она бы не прошла своего пути и не оказалась бы там, где она оказалась.», – рассказала Галина Жданова в интервью интернет-изданию «Moon cake»
СОСЕД
«ТЕАТР POST». РЕЖИССЕР ДМИТРИЙ ВОЛКОСТРЕЛОВ. ММОМА, ПЕТРОВКА, 25
11, 12 МАРТА
«Сосед», возможно, самый смешной спектакль Дмитрия Волкострелова – спектакль, работающий с повседневностью и повседневность же дезавуирующий. На входе зрителей встречает выставка артефактов садово-дачного хозяйства. Предметы (кастрюли, ведра, мусорные пакеты) аккуратно разложены в витринах и подписаны цитатами из пьесы. Все они хоть раз, да упоминаются в тексте Пряжко. В зале места поделены на сектора – разнонаправленные, так что единого «угла зрения» тут нет. К белому полу возле каждого сектора приклеены ярлыки с латинскими названиями картошки, капусты, морковки и свеклы: все мы оказываемся растущими на грядках и все – подписанными, маркированными. Этот сценографический ход – первое, что остраняет псевдобытовой поток жизни, поданный без рефлексии и страданий, без ярких интонационных отточий. (Интернет-издание «Colta»