ПЕТЕРБУРГСКИЕ СПЕКТАКЛИ НА «МАСКЕ ПЛЮС»

Анастасия Павлова

24 февраля стартует офф-программа национального театрального фестиваля и премии «Золотая Маска». «Маска Плюс» собирает в свою афишу спектакли, которые не вошли в основной конкурс, но фиксируют важные тенденции, еще не ставшие мейнстримом и при этом все больше заявляющие о себе в театральном процессе. В 2019 году проявился интересный репертуарный поворот: большая театральная классика стала все чаще перебираться в камерные залы. В афише «Маски Плюс» – два названия, которые переместились с больших сцен в экспериментальные «подвальные» пространства, а вот современная пьеса – напротив, вышла на большую сцену. Наш первый гид посвящен спектаклям из Санкт-Петербурга, попавшим в офф-программу. 

Фото ©Ксения Угольникова. С сайта театра

РЕВИЗОР

ТЕАТР «СУББОТА». РЕЖИССЕР АНДРЕЙ СИДЕЛЬНИКОВ (НА СЦЕНЕ ЦЕНТРА ИМЕНИ МЕЙЕРХОЛЬДА)

24 ФЕВРАЛЯ 

Андрей Сидельников превращает комедию Гоголя в лихой фарс с острыми политическими шутками и карикатурными персонажами, которые очень узнаваемы. Время в российском городе N пусть и не застряло в 1990-х, но и не слишком изменилось: в ходу новые костюмы и мобильные телефоны, а отражения в зеркалах все те же. Дело происходит на пресс-конференции, где нужно держать марку, только когда включен микрофон, а в остальное время можно расслабить галстук и оттягиваться под блатные мелодии. «Ревизор» театра «Суббота», с присущей ему густотой сатирических красок – в диапазоне от просветительского порицания до трэш-вакханалии современности, как нельзя лучше отражает всеобщий политический спектакль наших дней. Финал предсказуем, но от этого не менее эффектен.

 

Фото ©Александр Коптев

ЧАЙКА

КАМЕРНЫЙ ТЕАТР МАЛЫШИЦКОГО. РЕЖИССЕР ПЕТР ШЕРЕШЕВСКИЙ (НА СЦЕНЕ ЦЕНТРА ИМЕНИ МЕЙЕРХОЛЬДА)

25 ФЕВРАЛЯ

«Когда я взялся за «Чайку», все остальные «большие» чеховские пьесы я уже ставил. Мне с художницей Надей Лопардиной показалось правильным и интересным этот опосредованный разговор о «преломлении жизни в искусство» вести как бы во вселенной «первоматериала», то есть уже сочиненных спектаклей мной же по другим текстам Чехова. Поэтому по нашей «Чайке» раскидано огромное количество цитат, отсылок к уже поставленным мной спектаклям. Я понимаю, что это очень личная игра, и никто не следит за моим творчеством столь пристально, чтобы эти отсылки прочитать. Но это не важно. Важно для меня, что эта игра с цитатами задает необходимый изнутри угол зрения: «преломление преломлений».
Жанр: «Концерт для одного небольшого фортепиано и восьми маленьких» – это во-первых, шутка, во-вторых, автоцитата, в-третьих, и «в-главных», способ остранения текста: рассказывать пьесу как некое музыкальное произведение. Иронический взгляд со стороны… Сегодня невозможно рассказывать чеховские тексты, не учитывая, что они – уже культурный миф, часть нашего сознания. «Он, как Епиходов, как Треплев, как Аркадина, как Варя et cetera», – можем думать мы о своих знакомых, осознавать ситуации собственной жизни через матрицы чеховских тестов», – говорит режиссер.

 

Фото ©Маргарита Миронова. С сайта театра

УТИНАЯ ОХОТА

ТЕАТР «МАСТЕРСКАЯ». РЕЖИССЕР ГРИГОРИЙ КОЗЛОВ (НА СЦЕНЕ ТЕАТРА НА ТАГАНКЕ)

26 ФЕВРАЛЯ

Александр Вампилов для Григория Козлова – один из самых близких по духу авторов. Значение Вампилова для театра XXI века доказывать не нужно. Его ставят много и часто вполне заурядно. Но именно Григорий Козлов чувствует в ритмах вампиловской тоски и безнадеги биение пульса нашего времени и современного театра, считывает авторские смыслы на уровне мировоззрения, интерпретирует, оставаясь в доступном авторскому видению диапазоне. Пусть спектакль неровен (особенно в ряде актерских работ и структурной организации действия) и несравним по художественной значимости со «Старшим сыном» и «Прошлым летом в Чулимске». Зато в нем в грубой, неприбранной форме во весь голос звучит исповедь режиссера, разбирающегося в первую очередь не с героями и ситуациями пьесы, но со своим поколением, пришедшим на смену как зиловым, так и ефремовым, шпаликовым, высоцким и всем тем, о ком мы в первую очередь вспоминаем при слове «застой». Здесь личная тема режиссера-гражданина, невольно задающегося вопросом, кто виноват в приходе неостагнации, искупает огрехи режиссера-постановщика. (Нияз Игламов)

 

Фото ©Артем Бондаренко. С сайта театра

TOPGIRLS

СОЦИАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР. РЕЖИССЕР ГАЛИНА ЖДАНОВА (НА СЦЕНЕ ЦЕНТРА ИМЕНИ МЕЙЕРХОЛЬДА)

2 МАРТА

«Вместе с командой я прочитала пьесу как историю о пути развития человека, о принятии на себя личной ответственности. Это выходит за рамки пола и гендера.
Лично я отношусь к Марлин, как к себе, с долей самоиронии, но с большой любовью. Иногда с отвращением. Иногда с восхищением. Это настоящий протагонист, конечно, я вкладываю в нее свои идеи. Менять ее решения и поступки бы не стала, без них она бы не прошла своего пути и не оказалась бы там, где она оказалась.», – рассказала Галина Жданова в интервью интернет-изданию «Moon cake»

Фото из группы театра в фейсбук

СОСЕД

«ТЕАТР POST». РЕЖИССЕР ДМИТРИЙ ВОЛКОСТРЕЛОВ. ММОМА, ПЕТРОВКА, 25

11, 12 МАРТА

«Сосед», возможно, самый смешной спектакль Дмитрия Волкострелова – спектакль, работающий с повседневностью и повседневность же дезавуирующий. На входе зрителей встречает выставка артефактов садово-дачного хозяйства. Предметы (кастрюли, ведра, мусорные пакеты) аккуратно разложены в витринах и подписаны цитатами из пьесы. Все они хоть раз, да упоминаются в тексте Пряжко. В зале места поделены на сектора – разнонаправленные, так что единого «угла зрения» тут нет. К белому полу возле каждого сектора приклеены ярлыки с латинскими названиями картошки, капусты, морковки и свеклы: все мы оказываемся растущими на грядках и все – подписанными, маркированными. Этот сценографический ход – первое, что остраняет псевдобытовой поток жизни, поданный без рефлексии и страданий, без ярких интонационных отточий. (Интернет-издание «Colta»

Author

Поделиться: