Мы продолжаем публиковать работы студентов Российского института театрального искусства-ГИТИС. Об актрисе «Мастерской Петра Фоменко» Серафиме Огаревой рассказывает Анастасия Кузьмишкина, студентка продюсерского факультета, курс Андрея Воробьева.
Серафима Огарева – одна из ведущих актрис театра «Мастерская Петра Фоменко». Непосредственной ученицей Петра Наумовича она не была, но прекрасно вписалась в актерский ансамбль «Мастерской», уловив и фирменные «фоменковские» интонации, и переняв уникальный способ сценического существования артистов этого театра.
Высокая, статная, в то же время хрупкая, с пшеничными волосами и большими черными глазами, аристократической бледностью, ласковым звонким голосом. Интересно наблюдать, как преломляется красота актрисы в каждой новой роли. Хрупкая девушка становится величественной и властной женщиной, а может на время забыть о своей женственности и силе и превратиться в любопытную, простую, неуклюжую девочку-проститутку.
Будучи по природе холодноватой, Серафима Огарева легко перевоплощается: чувствительная трогательная мать в «Даре», гордая острохарактерная итальянка в «Русском человеке на rendez-vous», ревнивая Ли, чувственная Соня Черкасова, наивная и непосредственная Поля в «Последних свиданиях», лихо рассекающая на роликах девчонка в «Олимпии», осторожная Регана в «Короле Лире», отчаявшаяся Маша в «Чайке» – это далеко не полный список ее театральных работ.
Первым сыгранным на сцене «Мастерской» спектаклем Серафимы стал «Русский человек на rendez-vouz»по повести И.С. Тургенева «Вешние воды» Сохраняя внешний аристократический лоск, актриса играла темпераментную, страстную и совсем юную итальянскую девчонку, которая, влюбившись в Санина (Федор Малышев) менялась до неузнаваемости. Резкая, шумная, несуразная Джема, безостановочно сыпет фразами на итальянском. При встрече с Саниным она теряет свою резкость. Куда-то исчезает детская угловатость, нескладность и непосредственность, неловкие манеры. Из громкой, бесконечно восклицающей и жестикулирующей девицы, Джема превращается сначала в трогательную утонченную девушку, ждущую слов любви и робеющую перед ними (догадавшись о том, что сейчас скажет Санин, она мгновенно краснеет, взгляд светится надеждой, а глаза наполнены слезами радости), а потом и в статную даму с достоинством и шармом. Благодаря актерской игре перед зрителем возникает то загадочное обаяние женственности, которое делает Джему еще более привлекательной.
Следующей театральной работой становится «Дар» по одноименному роману Владимира Набокова, где Серафиме достается одна из ключевых ролей –матери главного героя Федора Годунова-Чердынцева. Присутствуя одновременно и в реальной жизни молодого человека и в его воспоминаниях, героиня проходит целый путь – от молодой матери, живущей вместе с детьми и мужем, которого она постоянно ждет из энтомологических экспедиций, до одинокой женщины, скучающей по выросшим сыну и дочери и верящей, что муж, много лет назад пропавший во время очередного путешествия, когда-нибудь вернется. Роль матери построена на резких временных и возрастных переходах. Воспоминания и реальность сменяют друг друга как калейдоскоп.Серафиме хорошо даются роли с большим возрастным диапазоном.
Молодая мать предстает перед нами воздушной феей, порхающей от одного своего чада к другому, умеющей легким словом и плавным движением успокоить, снять тревогу, придать уверенность, оправдать. Способная на подвиги сама, она и окружающих вдохновляет на очередное свершение. Как отважно она решается оставить детей и отправится к мужу в экспедицию, и как вдохновенно рассказывает Серафима об этом зрителю! И тут же легкость и воздушность сменяются совершенно иной пластикой и внешним рисунком роли. На наших глазах героиня мгновенно стареет, превращаясь в робкую и интеллигентную женщину с восхищением и вниманием относящаяся к каждому творению своего сына, и знающая почти все его стихи. С какой гордостью она читает стихи Федора и тут же, сквозь строчки с нежностью и беспокойством просит: «не горбись Феденька», «ты такой худенький».
Интересная трансформация характера персонажа случилась у актрисы в спектакле «Сон в летнюю ночь», где в течении нескольких лет она играла Гермию, а позднее ввелась на роль Елены. Актриса сохранила ключевые черты образа, но и привнесла в характер героини новое. Елена стала нежнее, чувственнее, не утратив остроты и комичности. Для актрисы это было первым подобным опытом, и сохранить рисунок роли, сумев привнести свою индивидуальность – было для нее непростой задачей.
Рубежной ролью в карьере Серафимы, раскрывающей еще одну грань ее таланта, стала Регана – средняя дочь короля Лира в одноименном спектакле.
Регана – зрелая женщина, ей присущи жестокость и ярость, она хитра как лисица и опасна как пантера, она полна злости, в ее природе есть разрушительное начало. Все пороки вместились в прежде нежную и невесомую Серафиму. В белом одеянии, с длинной копной пышных кудрей, уверенно и любезно ведет себя героиня вначале спектакля. До семейного раздора она аккуратна в словах, ласкова и грациозна как кошка, ее cущность выдают лишь корявые пальцы, в момент напряжения, сжимающие подол платья.
Движения Реганы точны и выверены, взгляд надменен, голос низкий, все ее существо выражает осторожность. Она покорна и нежна с мужем и, одновременно, жестока и беспощадна со своими врагами.
После смерти супруга ее одолевает жажда страсти. До беспамятства влюбленная в него, не умеющая жить без сильного плеча, она пытается найти опору в находящихся рядом мужчинах. Призывно извиваясь у стены, предлагает Освальду наградить его «ТАК щедро», обещая отдать ему всю себя, соперничает с сестрой за сердце молодого Эдмунда. Находясь во власти похоти, одурманенная так, что ноги ее не держат, Регана падает от переполняющих ее страстей.
Кажется, актрисе интереснее и важнее показывать персонажа через его слабости и пороки, а не преподносить зрителю «отлакированную картинку». Практически ни в одной ее роли нету излишней напыщенности или надуманности, наоборот, есть живые люди с их ошибками и неправильностью. От этого персонажи получаются очень целостными, настоящими. А Серафиме удается сквозь эти слабости, как сквозь фотопленку, проявить красоту и обаяние живых людей.
В «Чайке» Кирилла Пирогова, Серафиме достается роль Маши –«несносного создания», влюбленного и несчастного. Маша страдает от неразделенной любви и в попытке не погубить себя выходит замуж за Медведенко, но брак не приносит счастья. Рана не затягивается, а лишь сильнее кровоточит. Из строгой, держащей себя в рамках девушки, она превращается в дерзкую, развязную женщину, судьба которой предопределена. Ломаные движения, острый внимательный взгляд вкупе со слегка покачивающейся походкой, волосы, непослушно рассыпавшиеся по плечам. В начале, она еще пытается казаться счастливой, но, в финале, равнодушие к себе и своей жизни накрывает ее с головой. Взгляд полный апатии, медленные ленивые движения. Небрежно собранные волосы, мешковатый свитер, полное безразличие к семейной жизни. В расхристанной и потерянной, в ней сложно узнать прежнюю собранную, целеустремленную Машу. Оживает она только при появлении Треплева. Вся ее маленькая жизнь сосредоточена в этом доме, рядом с ним.
Каждая последующая роль добавляет иные оттенки к актерской палитре актрисы Огаревой благодаря которым, даже прежние роли раскрываются в новой полноте с доселе невиданными нюансами. Она никогда не берет на себя роль судьи своих персонажей, просто принимает их такими, как они есть, играя честно и c огромной любовью. Всякая ее героиня бесконечно преданна мужчине, в которого влюблена, даже если эти чувства не взаимны.
Постепенно актерская палитра усложняется, героини становятся многомернее, и через призму этих изменений кажется, что постепенно актриса переходит от ролей лирических героинь, к ролям совершенно другого качества, гораздо сложнее и интереснее.