СЕРАФИМА ОГАРЕВА. АКТЕРСКИЙ ПОРТРЕТ

Анастасия Кузьмишкина

Мы продолжаем публиковать работы студентов Российского института театрального искусства-ГИТИС. Об актрисе «Мастерской Петра Фоменко» Серафиме Огаревой рассказывает Анастасия Кузьмишкина, студентка продюсерского факультета, курс Андрея Воробьева. 

Спектакль «Дар». Фото ©Сергей Петров

Серафима Огарева – одна из ведущих актрис театра «Мастерская Петра Фоменко». Непосредственной ученицей Петра Наумовича она не была, но прекрасно вписалась в актерский ансамбль «Мастерской», уловив и фирменные «фоменковские» интонации, и переняв уникальный способ сценического существования артистов этого театра.

Высокая, статная, в то же время хрупкая, с пшеничными волосами и большими черными глазами, аристократической бледностью, ласковым звонким голосом. Интересно наблюдать, как преломляется красота актрисы в каждой новой роли. Хрупкая девушка становится величественной и властной женщиной, а может на время забыть о своей женственности и силе и превратиться в любопытную, простую, неуклюжую девочку-проститутку.

Будучи по природе холодноватой, Серафима Огарева легко перевоплощается: чувствительная трогательная мать в «Даре», гордая острохарактерная итальянка в «Русском человеке на rendez-vous», ревнивая Ли, чувственная Соня Черкасова, наивная и непосредственная Поля в «Последних свиданиях», лихо рассекающая на роликах девчонка в «Олимпии», осторожная Регана в «Короле Лире», отчаявшаяся Маша в «Чайке» – это далеко не полный список ее театральных работ.

Первым сыгранным на сцене «Мастерской» спектаклем Серафимы стал «Русский человек на rendez-vouz»по повести И.С. Тургенева «Вешние воды» Сохраняя внешний аристократический лоск, актриса играла темпераментную, страстную и совсем юную итальянскую девчонку, которая, влюбившись в Санина (Федор Малышев) менялась до неузнаваемости. Резкая, шумная, несуразная Джема, безостановочно сыпет фразами на итальянском. При встрече с Саниным она теряет свою резкость. Куда-то исчезает детская угловатость, нескладность и непосредственность, неловкие манеры. Из громкой, бесконечно восклицающей и жестикулирующей девицы, Джема превращается сначала в трогательную утонченную девушку, ждущую слов любви и робеющую перед ними (догадавшись о том, что сейчас скажет Санин, она мгновенно краснеет, взгляд светится надеждой, а глаза наполнены слезами радости), а потом и в статную даму с достоинством и шармом. Благодаря актерской игре перед зрителем возникает то загадочное обаяние женственности, которое делает Джему еще более привлекательной.

Сцена из спектакля «Русский человек на rendez-vous». Фото ©А.Бессер

Следующей театральной работой становится «Дар» по одноименному роману Владимира Набокова, где Серафиме достается одна из ключевых ролей –матери главного героя Федора Годунова-Чердынцева. Присутствуя одновременно и в реальной жизни молодого человека и в его воспоминаниях, героиня проходит целый путь – от молодой матери, живущей вместе с детьми и мужем, которого она постоянно ждет из энтомологических экспедиций, до одинокой женщины, скучающей по выросшим сыну и дочери и верящей, что муж, много лет назад пропавший во время очередного путешествия, когда-нибудь вернется. Роль матери построена на резких временных и возрастных переходах. Воспоминания и реальность сменяют друг друга как калейдоскоп.Серафиме хорошо даются роли с большим возрастным диапазоном.

Молодая мать предстает перед нами воздушной феей, порхающей от одного своего чада к другому, умеющей легким словом и плавным движением успокоить, снять тревогу, придать уверенность, оправдать. Способная на подвиги сама, она и окружающих вдохновляет на очередное свершение. Как отважно она решается оставить детей и отправится к мужу в экспедицию, и как вдохновенно рассказывает Серафима об этом зрителю! И тут же легкость и воздушность сменяются совершенно иной пластикой и внешним рисунком роли. На наших глазах героиня мгновенно стареет, превращаясь в робкую и интеллигентную женщину с восхищением и вниманием относящаяся к каждому творению своего сына, и знающая почти все его стихи. С какой гордостью она читает стихи Федора и тут же, сквозь строчки с нежностью и беспокойством просит: «не горбись Феденька», «ты такой худенький».
Интересная трансформация характера персонажа случилась у актрисы в спектакле «Сон в летнюю ночь», где в течении нескольких лет она играла Гермию, а позднее ввелась на роль Елены. Актриса сохранила ключевые черты образа, но и привнесла в характер героини новое. Елена стала нежнее, чувственнее, не утратив остроты и комичности. Для актрисы это было первым подобным опытом, и сохранить рисунок роли, сумев привнести свою индивидуальность – было для нее непростой задачей.

Спектакль «Дар». Фото ©Сергей Петров

Рубежной ролью в карьере Серафимы, раскрывающей еще одну грань ее таланта, стала Регана – средняя дочь короля Лира в одноименном спектакле.
Регана – зрелая женщина, ей присущи жестокость и ярость, она хитра как лисица и опасна как пантера, она полна злости, в ее природе есть разрушительное начало. Все пороки вместились в прежде нежную и невесомую Серафиму. В белом одеянии, с длинной копной пышных кудрей, уверенно и любезно ведет себя героиня вначале спектакля. До семейного раздора она аккуратна в словах, ласкова и грациозна как кошка, ее cущность выдают лишь корявые пальцы, в момент напряжения, сжимающие подол платья.

Движения Реганы точны и выверены, взгляд надменен, голос низкий, все ее существо выражает осторожность. Она покорна и нежна с мужем и, одновременно, жестока и беспощадна со своими врагами.

После смерти супруга ее одолевает жажда страсти. До беспамятства влюбленная в него, не умеющая жить без сильного плеча, она пытается найти опору в находящихся рядом мужчинах. Призывно извиваясь у стены, предлагает Освальду наградить его «ТАК щедро», обещая отдать ему всю себя, соперничает с сестрой за сердце молодого Эдмунда. Находясь во власти похоти, одурманенная так, что ноги ее не держат, Регана падает от переполняющих ее страстей.
Кажется, актрисе интереснее и важнее показывать персонажа через его слабости и пороки, а не преподносить зрителю «отлакированную картинку». Практически ни в одной ее роли нету излишней напыщенности или надуманности, наоборот, есть живые люди с их ошибками и неправильностью. От этого персонажи получаются очень целостными, настоящими. А Серафиме удается сквозь эти слабости, как сквозь фотопленку, проявить красоту и обаяние живых людей.

Спектакль «Король Лир». Фото ©А. Харитонов

В «Чайке» Кирилла Пирогова, Серафиме достается роль Маши –«несносного создания», влюбленного и несчастного. Маша страдает от неразделенной любви и в попытке не погубить себя выходит замуж за Медведенко, но брак не приносит счастья. Рана не затягивается, а лишь сильнее кровоточит. Из строгой, держащей себя в рамках девушки, она превращается в дерзкую, развязную женщину, судьба которой предопределена. Ломаные движения, острый внимательный взгляд вкупе со слегка покачивающейся походкой, волосы, непослушно рассыпавшиеся по плечам. В начале, она еще пытается казаться счастливой, но, в финале, равнодушие к себе и своей жизни накрывает ее с головой. Взгляд полный апатии, медленные ленивые движения. Небрежно собранные волосы, мешковатый свитер, полное безразличие к семейной жизни. В расхристанной и потерянной, в ней сложно узнать прежнюю собранную, целеустремленную Машу. Оживает она только при появлении Треплева. Вся ее маленькая жизнь сосредоточена в этом доме, рядом с ним.

Спектакль «Чайка». Фото ©В.Ярошевич

Каждая последующая роль добавляет иные оттенки к актерской палитре актрисы Огаревой благодаря которым, даже прежние роли раскрываются в новой полноте с доселе невиданными нюансами. Она никогда не берет на себя роль судьи своих персонажей, просто принимает их такими, как они есть, играя честно и c огромной любовью. Всякая ее героиня бесконечно преданна мужчине, в которого влюблена, даже если эти чувства не взаимны.
Постепенно актерская палитра усложняется, героини становятся многомернее, и через призму этих изменений кажется, что постепенно актриса переходит от ролей лирических героинь, к ролям совершенно другого качества, гораздо сложнее и интереснее.

Author

Поделиться: