В репертуаре театра «Около дома Станиславского» появился новый спектакль «Пинтер для всех / Лёгкая боль».
Режиссёра с автором пьесы связывает целая жизнь: на протяжении тридцати лет Юрий Погребничко играет главную роль в трагикомедии «Сторож». Гарольд Пинтер – один из самых влиятельных британских драматургов, сумевший не только обогатить язык театра абсурда, но и создать новый жанр – «комедию угрозы». В своей трактовке пьесы «Лёгкая боль» Юрий Погребничко пытается синтезировать комическое и лирическое, трагедию древнегреческого размаха и мелодраматизм камерной истории супружеской пары. При этом режиссёр использует разные языковые системы внутри спектакля, монтируя в единое целое длинные диалоги о погоде, цветах, умирающей осе…
Общая умиротворенная медитативная тональность вызывает ощущение, что пинтеровские герои не слышат друг друга; произносят текст машинально, даже заученно, лишь бы побороть гнетущую тишину вокруг.
Евгений Цыганов (Эдвард) и Ольга Бешуля (Флора) работают в унисон, как хорошо настроенный музыкальный инструмент. Их персонажи кажутся вырезанными из грубого картона, скованными фигурками на фоне обнаженной пустоты сцены. Художник Виктор Пушкин подчеркивают всю абсурдность и трагизм истории немолодой пары, живущей в своём замкнутом мире, полном тайн. Здесь нет мебели, а только стулья из разных гарнитуров, сервиз на краю сцены и искусственные цветы, будто воткнутые у заброшенной могилы. Ни о каком домашнем уюте или «семейном очаге» не может быть и речи.
Появление немого Продавца спичек (Алексей Сидоров) разрушает весь распорядок дня в доме, где из окна не виден пейзаж, а только расплывчатая картинка. Не обронив ни слова, этот герой, подобно опытному психоаналитику, раскроет все истинные, подсознательные влечения супругов. В их монологах – воспоминания, мечты, страхи и надежды. Эдвард и Флора исповедуются перед оборванцем, как перед иконой со строгим и одновременно любящим взглядом. Лёгкая боль в глазах Эдварда предвещает крах иллюзий: жена выставит его из дома и предпочтет остаться с Продавцом спичек. Общая напряжённость придаст оттенок детективной истории, где не будет найдён преступник, ведь действие условно движется по кругу, у него нет определенного начала и конца.
Режиссёр подчеркивает парадоксальность в образе Эдварда, делая из него музыканта с электрогитарой в руках. В финале, он исполнит известную «Таганку», посеяв смех и недоумение. Евгений Цыганов точно попадает в органику своего героя: умеет выразительно молчать, выражать во взгляде печаль, но без надрывного трагизма. Его Эдвард не надеется увидеть «всё небо в алмазах», но смирение помогает ему выживать. Когда он приближается к терменвоксу, нависшая напряжённость постепенно растворятся, пропитываясь космическими звуками. Сцена медленно погружается в темноту. Кажется, что странная мелодия вот-вот замолкнет, и сыгранная история с новыми чудаковатыми диалогами о цветах и насекомых – разыграется сначала. Как бесконечный круг сансары, где души загадочных героев Пинтера снова попытаются достичь освобождения от одиночества.
Фото взяты с сайта театра