ИГОРЬ СВЯТОСЛАВИЧ, ЧОП И РУССКИЙ АБСУРД

Павел Подкладов

Фото @Варвары Ливановой

С момента вступления Константина Богомолова на должность художественного руководителя Театра на Малой Бронной прошло чуть больше полугода. За это время в театре состоялись три премьеры, поставленные приглашенными режиссерами. Вторым по счету в этом списке стал спектакль «Слово о полку Игореве» режиссера Кирилла Вытоптова по пьесе Саши Денисовой.

ТЕАТР

После ухода Сергея Голомазова с поста худрука Театра на Малой Бронной и назначения на него Константина Богомолова театральный народ бурлил. Многие недоумевали и корили Голомазова за то, что он забыл заповедь Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Автору этих строк тоже казалось, что с приходом в театр новой власти могут последовать разного рода если не репрессии, то решительные нововведения. И что труппе театра будет не просто сосуществовать и сотрудничать с новыми людьми, которых приведет с собой Константин Богомолов. Между тем, как выяснилось, новый худрук вовсе не планировал «размахивать топором» и рубить ранее взращенный «вишневый сад». Как сообщили осведомленные источники, Богомолов не закрыл ни один из прежних спектаклей. Некоторые из них были сняты с репертуара еще в период прежнего руководства. Другие закончили свое существование по самым разным причинам, но вовсе не в связи с репрессиями. И увольнять актеров Константин Юрьевич тоже не стал. Ушли только те люди, которые работали на договорной основе. По истечении сроков их договоров вопрос решился сам собой.

Теперь в жизни театра на Малой Бронной наступил новый этап — переезд в новое здание по причине ремонта старого. С 1 февраля 2020 года спектакли будут играться в ТКЗ «Дворец на Яузе». И лишь один спектакль, о котором будет сказано ниже, переедет  в ТЦ «На Страстном». Сколько продлится ремонт никогда ранее капитально не ремонтировавшегося здания, никто не ведает. Предварительно обнародованные сроки – полтора года.  Однако замечу, что «Современник» тоже рассчитывал на такой срок. Но в результате пробыл на «съемной квартире» два с лишним года. Несмотря на «чемоданное» настроение коллектива, новый худрук театра инициировал постановку трех примечательных спектаклей, пригласив со стороны известных молодых режиссеров. Автору этих строк удалось посмотреть один из них – на малой сцене старого здания буквально за день до переезда.

Фото с сайта театра

СПЕКТАКЛЬ

Режиссер Кирилл Вытоптов и драматург Саша Денисова одним лишь названием своего спектакля вызвали немалый интерес. Шутка ли – «Слово о полку Игореве»! До ознакомления с релизом на сайте театра воображение рисовало вооруженных мечами-кладенцами и облаченных в кольчуги русских витязей, ушедших в поход на битву с половцами под руководством новгород-северского князя Игоря Святославича в 1185 году. Сомнение вызывал только вопрос: сможет ли дружина с конями, доспехами и копьями разместиться на крохотной малой сцене театра?! Как выяснилось позже, дружина с копьями предусмотрена не была. Но дань древнерусскому эпосу авторы все же отдали: по ходу спектакля на сцене несколько раз появится сам Князь Игорь, дефилирующий в шлеме и доспехах на своем боевом коне, закованном, как и хозяин, в металлический панцирь. Увидят зрители и его безутешную прекрасную супругу Ярославну. Но оба они произведут на зрителей печальное впечатление. Это вполне понятно: повода для веселья у них нет, ведь каждому человеку, хотя бы чуточку знакомому с российской историей, известно, что боевой поход князя закончился неудачей.

Между тем главными героями этой истории станут вовсе не ратники, а стражники. Причем, не средневековые, а вполне современные, нашенские, подобные тем, которых мы часто встречаем при входе в самые разные учреждения. Кстати, один из них – одетый, как и положено, в черную униформу с соответствующим лейблом, статный, строгий и вкрадчивый – встречал зрителей перед самым входом в зрительный зал на посту возле специально установленного в коридоре турникета.

Однако обо всем по порядку. Несколько лет назад молодому, но уже известному режиссеру Кириллу Вытоптову пришла в голову мысль о том, что он должен поставить спектакль, в котором совместились бы великий древнерусский эпос и судьбы простых российских охранников. Причем мысль пришла ему не просто так, а во сне – как Дмитрию Ивановичу Менделееву его периодическая система. Но если открытие последнего в ученом мире было воспринято с восторгом, то идею Кирилла долгое время в театральном сообществе никто не принимал всерьез. И только новый худрук Театра на Малой Бронной дал добро на претворение её в жизнь.

 

Между тем это самое претворение складывалось далеко не так просто, как, наверное, представляется многим. Т.е. не было обычной схемы: драматург с готовой пьесой – режиссер – совместная доработка текста — застольные репетиции с артистами, etc. Вытоптов и Денисова, конечно, встретились с командой театра,  но на этой встрече было решено, что каждый из актеров станет соавтором пьесы, а потом и спектакля. И процесс пошел! Артисты занялись сбором документального материала, беседуя со своими будущими «прообразами» – реальными работниками охраны самых разных организаций. Причем копали серьезно, подробно расспрашивая и о жизни, и о профессии, и о каких-то экстраординарных случаях, имевших место на работе. Потом они приносили на репетиции свои истории, которые на «всенародном вече» подвергались серьезному обсуждению. Так что их действо с полным правом можно отнести к жанру «вербатима».

Проверенный источник в коллективе рассказывает забавный случай о том, как один из актеров решил слукавить и сам сочинил историю для своего сценического героя. Получилось замечательно, и кто-то даже повелся на это лукавство, приняв выдумку за чистую монету. Не поддалась только Саша Денисова и некоторые другие актеры. Вече постановило: несмотря на талантливо придуманную и очень смешную историю, не включать ее в исходный драматургический материал. А автору вменить в обязанность найти реального человека и записать его рассказ, что он чуть позже и сделал с большим успехом. Драматург, собрав воедино все сюжеты, талантливо переработала их и превратила в общее театральное повествование. Кстати, надо отдать должное Саше Денисовой, которая по словам того же проверенного источника присутствовала на всех без исключения репетициях, а иногда при необходимости даже заменяла режиссера!

Все истории оказались на редкость занимательными, а порой остросюжетными. Героями не придуманных сюжетов стали представители самых разных социальных групп и национальностей, приехавшие в Москву из различных уголков российской провинции. (Кстати, названия их родных городов будут написаны на ярких шарфах, которые наши герои в какой-то момент спектакля  с гордостью поднимут над своими головами как стяги!) Среди персонажей – и совсем простые парни, и те, кто имеет за плечами высшее образование, а то и два. У каждого – особый темперамент, менталитет, взгляд на жизнь, способ коммуникации с людьми. Объединяет их то, что они попали под жернова судьбы и оказались в той роли, в которой мы их застаем – соискателей работы в некоем «крутом» ЧОПе.

В нашем театральном пространстве трудно сыскать аналоги этому абсурдистскому действу (не в отрицательной коннотации, а, имея в виду определенный театральный жанр). Как иначе расценить ситуацию, когда пришедших на беседу охранников голос невидимой начальницы  заставляет в качестве теста произносить, а порой – чуть ли не заучивать наизусть сложнейшие тексты древнерусского эпоса?! Ну, а между делом они будут рассказывать о своей не вполне удавшейся жизни. Их истории простые и странные, грустные и на редкость смешные, грубоватые и поучительные. По ходу действия наши герои запоют хором, продемонстрируют свою отменную физическую удаль, произведут тренировки в части навыков проведения обысков.

Гипотетические работодатели, которые общаются с соискателями только по радиосвязи, устраивают им помимо текстового экзамена и другие испытания. Например, для проверки их исполнительности забрасывают к ним в комнату «провокаторшу» – сногсшибательную длинноногую красавицу (Лина Веселкина), пытающуюся их обольстить. Не в прямом смысле, конечно, а просто разжалобить и уговорить пропустить её на охраняемую территорию без документов. Надо отдать им должное: ни один из претендентов на высокую должность охранника на ее «обольщения» не поддался. (Хотя, например, автор этих строк подумал, что ради такой дивной красавицы, да еще одетой в роскошные черные кожаные шорты он наверняка бы нарушил должностные обязанности и непременно пропустил бы ее, рискуя потерять работу!) Кстати, замечательная актриса Лина Веселкина появится на сцене и в нескольких других ролях, в том числе, в образе уже упомянутой дивной Ярославны, которая будет оплакивать трагический поход Игоря Святославича, а потом заботливо укроет покрывалами спящих мужчин. А с самим князем в финале произойдет метаморфоза. И одинокий бронированный конь, опустив голову, будет грустно стоять посреди гостиной. А на том месте, где сидел его хозяин, вдруг возникнет небольшая клумба с зеленой травкой. Может быть, символизируя то, что всё быльём поросло. Но, скорее всего, как знак надежды на обновление жизни…

В спектакле немало замечательных придумок, порой напоминающих театральные капустники. При этом нельзя не отметить, что, несмотря на «разнузданность» фантазии авторов и исполнителей, она отнюдь не переходит границ хорошего вкуса и такта. (За исключением, пожалуй, одной не совсем политкорректной фразы). Но пересказывать захватывающие истории охранников и описывать остроумные режиссерские ходы значило бы испортить впечатление будущему зрителю. Впрочем, гэги и «капустные» номера – это лишь приправа к умному, грустному, живому и пронзительному театральному сочинению, которое, в конце концов, поворачивает твои глаза «зрачками в душу». Потому что и печальный князь Игорь на своем бронированном коне, и плачущая Ярославна, и разношерстная компания неустроенных, не нашедших себя в жизни, неприкаянных, трогательных людей, пытающихся выжить в абсурде нашей жизни, это и есть наша матушка-Россия…

Добрых слов заслуживают все без исключения актеры (Егор Барановский, Дмитрий Варшавский, Аскар Нигамедзянов, Олег Полянцев, Андрей Субботин, Леонид Тележинский, Александр Терешко, Дмитрий Цурский, Владимир Яворский), продемонстрировавшие неожиданные грани своих незаурядных дарований. Все они на редкость органично (а некоторые без преувеличения виртуозно) существуют в сложной театральной стилистке «абсурдистского вербатима», сочетая яркие игровые краски с глубиной проникновения в психологию своих персонажей. Важно и то, что режиссеру, впервые работавшему с труппой Театра на Малой Бронной, удалось создать превосходный ансамбль единомышленников, которые, великолепно солируя, неукоснительно соблюдают принципы командной игры, не позволяя себе перетягивать одеяла на себя. Замечу, что в этой компании отменно взаимодействуют артисты самых разных возрастов: от юношей до почтенных, но не стареющих ветеранов сцены. Ярко и точно по смыслу оформила пространство художник Нана Абдрашитова, украсив унылую ЧОПовскую проходную солнечными витражами, а также придумав костюмы (особенно персонажей эпоса) и соорудив совершенно потрясающего княжеского коня! А композитор Владимир Горлинский создал великолепную музыку, отнюдь не служащую только фоном, а являющуюся самостоятельным действующим лицом.

Фотографии Варвары Ливановой

 

Author

Поделиться: