«ЭТОТ ЧЕЛОВЕК – НЕ ИЗ ПОЛИЦИИ»

Вирсавия Алексеева

Мы продолжаем публиковать статьи студентов театроведческого факультета Российского института театрального искусства-ГИТИС, курс Александра Вислова. Вирсавия Алексеева о спектакле «Инспектор пришел» в Театре им. А.С. Пушкина.

Фото предоставлено пресс-службой

Спектакль по пьесе Джона Бойнтона Пристли «Инспектор пришел» в театре им. Пушкина сделан тщательно и аккуратно. Режиссер Олег Пышненко практически полностью следует ремаркам драматурга от набора рекомендуемых декораций, до указаний, касающихся света, и создает на сцене своего рода микс из «Аббатства Даунтон» и «Госфорд-парка». Выдержанный в строгих серо-черных тонах комфортабельный дом почтенной семьи Берлинг, столовая в английском стиле, с обитой тканью мебелью, изысканно одетые члены семьи, отпускающие колкости в адрес друг друга, ловкая и полная достоинства горничная. Однако все это – лишь совокупность внешних примет. Семья Берлинг – только группа лиц, церемониально соблюдающая внешние приличия, стремящаяся упрочить свое положение в обществе. Друг к другу они относятся весьма холодно и равнодушно. Несмотря на индифферентность членов семьи приличия требуют устроить домашнюю вечеринку в честь помолвки их дочери Шейлы. И в самый разгар положенного веселья аккуратная, благопристойная жизнь дает трещину, элегантная обстановка словно рвется и из этой щели появляется инспектор Гул. И, вроде бы ничего необычного нет – персонаж спокойно выходит из-за кулис, однако он производит странное впечатление внезапно ожившей мебели.

Неотличимость инспектора от облика самого дома – уловка. Он будто специально сливается с обстановкой, подчеркнуто теряется в ней. Его речь, обращенная адресно к каждому из членов семьи, напоминает (похоже, по задумке режиссера, и является) голосом совести. Он спрашивает меньше, чем Берлинги говорят сами, и именно в этом – основной прием следствия. Иногда люди нуждаются в принудительной исповеди. Только так можно вскрыть и выпустить забытые и подавленные эмоции и воспоминания. Отчасти поэтому цвет его костюма сливается с обивкой диванов и отчасти потому, что сама обстановка начинает обличать хозяев дома в их грехах.

Члены семьи Берлинг реагируют на голос совести по-разному. Глава семьи, Артур Берлинг в исполнении Андрея Сухова, напыщен, уверен в своей правоте и обеспокоен только перспективой потери рыцарского звания. Дочь, Шейла (Анна Кармакова) – единственный человек, интуитивно уловивший истинную природу инспектора и пытающийся, насколько возможно, устранить стену между «богатой белой семьей» и внешним миром. Сын, Эрик (Сергей Кудряшов) – эталонный представитель «золотой молодежи», неожиданно не чуждый самоиронии и болезненного размышления над собственными ошибками. Мать, Сибил Берлинг (Ирина Бякова), пожалуй, самый отстраненный член семьи, для которого люди вне ее ближайшего круга значат не больше, чем бокал, из которого она пригубит праздничный портвейн. Жених Шейлы Берлинг, Джеральд Крофт (Дмитрий Власкин), рад занять место в почтенном семействе и кажется идеальным дополнением. Вероятно, в силу того что регулярно подстраивается под понятные ему обстоятельства. В каждом из персонажей до поры скрыта буря эмоций, ждущая возможности вырваться на свободу.

На таком фоне инспектор Гул, которого играет Владимир Майзингер, безусловно, недвижимая скала. Полная отстраненность персонажа Майзингера, предоставляет остальным героям право безостановочно обличать себя, не важно: эмоцией ли, словами ли или поступками, тем самым давая зрителям свободу решать кто в чем виновен и чья вина больше.

Однако незадолго до финала действие, до того идеально шедшее по ремаркам драматурга,уходит в категоричное морализаторство. Инспектор произносит в зал слова: «Мы в ответе друг за друга. И говорю вам, что, если люди не поймут этого, им скоро придется усваивать этот урок в огне, крови и смертных муках», а вместо них хочется непременно подставить «Мы в ответе за тех, кого приручили». И на месте смысловой развязки возникает неуместная архаика, перенося акцент с персонажей пьесы на зрителей спектакля и вызывая раздражение очевидной нравоучительностью.

Author

Поделиться: