На сцене питерского Театра Комедии им. Акимова азартно и весело играют во внучки-бабушки. Худрук театра Татьяна Казакова поставила спектакль «Как живется-можется» по пьесе молодого драматурга Юлии Тупикиной «Ба». Достаточно лаконичный драматургический «первоисточник» был существенно доработан самим режиссером. В результате сценическая версия акимовцев получила дополнительную психологическую глубину и достоверность – то, в чем современная отечественная драматургия по-прежнему фатально уступает классике.
Представляя пьесу молодого автора, принято начинать с перечисления наград и номинаций, которых она удостоилась на модных драматургических конкурсах и фестивалях. Таким нехитрым способом заинтересованные лица пытаются придать ей значимости в глазах потенциального зрителя. Но фокус в том, что успех у публики – не продвинутой, которая посещает только статусные премьеры и исключительно по приглашениям, а обычной, из вечера в вечер заполняющей залы сотен российских театров, покупая билеты за свои кровные – определяется не лауреатскими лаврами автора, а его умением отразить в своем произведении жизнь того самого «маленького человека», о котором так радели бессмертные наши классики. Удобно устроившись в театральном кресле, зритель хочет видеть на сцене персонажей, похожих на него самого.
В 2013 году пьеса Юлии Тупикиной «Ба» победила в международном конкурсе «Евразия» и на фестивале «Любимовка» и с тех пор успела собрать достаточно внушительный постановочный «провенанс». История бабушки, примчавшейся из сибирской глухомани в столицу вытаскивать любимую, единственную внучку из глубокого экзистенциального кризиса (бабуле такие слова, разумеется, неведомы, беду она сердцем чует) пользовалась вполне заслуженной любовью публики. И все-таки худруку акимовского театра Татьяне Казаковой пьеса казалась слишком эскизной. Режиссеру хотелось более тщательной проработки характеров, мотивировок, сюжетных линий. И Казакова решила вместе с автором дописать пьесу. Удивительно, но факт – драматург на такой эксперимент согласилась.
Обычно постановка по современной пьесе час с небольшим без антракта. А тут публика получает классический двухактный спектакль и все три часа с замиранием сердца следит за развитием событий. Энергичная провинциалка Оля (экспрессивная, яркая Елизавета Александрова), сбежавшая то ли из крохотного городка, то ли из большой деревни, сумела отвоевать себе место под столичным солнцем: устроилась на телевидение, и не куда-нибудь, а в Останкино, уже выплатила кредит за машину, теперь приобрела в ипотеку квартиру, наконец-то обзавелась бойфрендом. Дел – невпроворот, впечатлений – через край. Семья? Да, ведь и так неплохо. Дети? Времени на себя не останется. Любовь? Хотелось бы, да только где ж ее взять! Но тогда ради чего жить, что после тебя останется? Об этом перешагнувшая тридцатилетие внучка предпочитает не задумываться, пока к ней как снег на голову не сваливается сибирская бабуля (фантастически обаятельная Ирина Цветкова). Марь Васильна со всей «домостроевской» решительностью и безапелляционностью крушит устоявшуюся, но совершенно «неправильную» внучкину жизнь, и Ольга, пытаясь собрать разлетающиеся осколки, с ужасом начинает понимать, что ничего по-настоящему ценного в ее с таким трудом возведенном «стеклянном доме» не было. И вот тут во весь рост перед ней встают те самые «проклятые» вопросы, с которыми рано или поздно сталкивается в жизни каждый.
Мария Васильевна, пережившая войну и послевоенное лихолетье, прошедшая горнило тяжкого крестьянского труда, давно знает на них ответы, и за свое знание она когда-то заплатила очень дорого. Но тем, кого с легкой руки западных социологов принято называть миллениалами, придется платить еще дороже: привычка считать себя, любимого, центром мироздания, рано или поздно оборачивается горьким прозрением. Благодаря неутомимой и вездесущей Ба, героев спектакля оно настигает с неотвратимостью цунами. В своей пьесе Юлия Тупикина собрала замечательную галерею инфантилов, прячущихся от жизни каждый в свою нору. В исходном тексте они отличались больше внешними красками, чем сущностью. В том, что каждый «экспонат» этой коллекции воплощает узнаваемый психологический типаж, достоверный жизненный сценарий – безусловная заслуга режиссера, с микронной точностью подобравшего актерский ансамбль.
Великовозрастный маменькин сынок Леша (Антон Падерин) на всю катушку эксплуатирующий и не чающую в нем души родительницу (Наталья Андреева), и тянущую его на буксире Олю. Заполошный Даниил (Стас Каблуков), готовый работать в столице кем угодно – хоть курьером, хоть мусорщиком – лишь бы не возвращаться в свое провинциальное захолустье. Тихоня Тихон (Виталий Кузьмин), тренер по йоге, уходящий в трансцендентные материи, как улитка в свою раковину. Ловец летучих наслаждений «деловой» бонвиван Женя (Михаил Сливников). Одухотворенный истерик Степан (Александр Матвеев), скульптор, ваяющий надгробные памятники. И в окружении этих разной степени тюфяковости кавалеров – две умницы и красавицы: крутой продюсер телешоу Оля и ее подруга, ресторанная певичка Маша (Дария Лятецкая) с двумя высшими образованиями и тремя языками. Картина знакомая до боли. Обе мечтают, чтобы их носили на руках, но что они готовы дать взамен обладателям этих рук?
Спектакль Татьяны Казаковой получился многослойным и многоуровневым. В нем комедия переплелась с мелодрамой, а философская притча с фарсом. Каждый волен считать с него то, что ему в данный момент важнее и ближе всего. По большому счету это остроумная вариация на одну из самых животрепещущих для русской культуры тем, заявленной еще Тургеневым – противостояние поколений неизбежно, но это вовсе не означает, что эту пропасть невозможно преодолеть. Современная драматургия редко балует нас оптимистическими и при этом вполне реалистичными финалами.