РУКУ МНЕ ДАЙ

На фото: Лулу (Елена Петрикова) и главарь банды (Аскольд Запашный). Фото ©Александра Дубровская

В конце декабря на Малой спортивной арене Лужников «Цирк Братьев Запашых», по традиции, представил новое шоу «Раз, два… четыре, пять». Героями его стали вампиры и «Ночные стражи» – орден, ведущий борьбу с темными силами.

Автор сценария и режиссер Аскольд Запашный поставил спектакль в популярном жанре комикса. Характерная для жанра клиповость лучше всего отражается в видеоряде (компьютерная графика Кирилл Зебольд). Традиционная для комикса о вампирах викторианская эпоха дана в этих живых иллюстрациях – на экране возникает то небольшой городок, вымощенный булыжником, то своды готического храма или замка, то мрачноватые шумящие густые леса, и просто нарисованные страницы комикса (так участники ордена рассказывают о том, как решили бороться с вампирами). Сохраняется жанр и в самой постановке: быстрых ироничных диалогах; костюмах, придуманных Надеждой Русс; декорациях Михаила Дорофеева – вырастающих из-под земли могилках, монументальном склепе, изящном троне графа, перемещающимся по воздуху; отчасти даже танцах (постановщик Дарья Пурчинская). Атмосферу создают и музыка Дмитрия Микерова, и песни (автор текстов Татьяна Белянчикова) и, конечно, свет (Артем Титаевский). Словом, здесь переплетаются мотивы готики, стим-панка, фильмов Тима Бертона и романов викторианской эпохи.

На фото: Орден «Ночных стражей» и Лулу. Фото ©Александра Дубровская

«Ночные стражи» – это пятеро героев, из которых четверо совсем недавно ничего не знали друг о друге. Несгибаемая, отчаянно смелая, ироничная капрал Эльза Елены Бараненко предпочитает действовать, иногда не размышляя. Отец Джордж Кирилла Капустина мягкий и спокойный, как подобает священнику, главным своим оружием считает веру и слово. Некромант мистер Блэк Ильи Калинина обладает магическими знаниями. Гюнтер Аскольда Запашного – талантливый инженер, полагающийся на знания. Призрак Дедрич (некогда бывший учеником Гюнтера) Никиты Шепелева способен определить сущность человека. И они искренне верят в то, что сила в добре и что словом возможно переубедить человека, только сделавшего шаг в сторону зла.

На фото: Елена Петрикова и Елена Бараненко. Номер «Воздушные ремни». Фото ©Александра Дубровская

Впрочем, и в характерах героев, и в стиле их поведения, и уж тем более манере общения есть элементы легкой иронии, свойственной заявленному жанру. Создатели шоу вовсе не хотят напугать зрителей нечистью, в постановке много юмора: вампиры частенько попадают впросак, танец мертвецов не лишен очарования, а попытка вызволить Лулу из замка – замечательный комический номер. И все же самый забавный персонаж здесь – Отто (Артем Бобцов), карлик, прислуживающий графу и мечтающий, чтобы его укусили. Он предан ему как собака, он вечно крутится у него под ногами, его отправляют «оживлять» покойников… и в финале он внезапно ворвется на сцену, чтобы сообщить всем, что теперь тоже вампир.

На фото: жонглеры на телегах п/р Аскольда Запашного. Фото ©Александра Дубровская

Картинки на сцене меняются как кадры фильма. Из шумного мира городских окраин, где нас встречают бродяги (жонглеры на телегах п/р Аскольда Запашного, жонглеры на мачтах п/р Дениса Яковлева и акробаты – вольтижеры под руководством Марины Козаковой), мы переносимся в глухой переулок. Хрупкая, очаровательно глупенькая Лулу (Елена Петрикова) ведет долгие беседы с главарем банды и едва не попадает в руки вампиров. И, конечно, на помощь ей приходит охотница на вампиров Эльза.

А неспешное пробуждение невест – к жизни их вызывают помощники графа (силовая акробатическая пара сестры Бейсековы и эквилибр на тростях в исполнении Анастасии Трушиной и Софии Бирюковой) – сменяет яростное нападение стригоев (акробаты на батуте п/р Сергея Орешкина и акробаты на встречных качелях п/р Андрея Пронина).

Два номера работают тут одновременно, создавая ощущение непрерывно длящегося боя. Еще до начала противостояния из-за кулис словно из-под земли выползает армия графа – тощие бледные существа с оскаленными ртами. Они с трудом передвигаются и не так легко перемещаются, как их хозяева, но в массе нагоняют легкий ужас. Стригои пытаются попасть в церковь, где укрылись герои, они снова и снова лезут на стены (батут), падают и взбираются снова, им противостоят монахи – как и положено, в длинных сутанах, подвязанных веревками, с крестами и молитвенником. Они, впрочем, довольно резво и не всегда молитвой и крестом отбивают атаку нечисти. Встречные качели, отчасти, помогают понять расстановку сил, поднимая вверх то монахов, то стригоев – в зависимости от того, кто берет верх.

На фото: Акробаты на подкидных досках п/р Сергея Трушина. Фото ©Александра Дубровская

Армия графа, состоящая из мертвецов и низших вампиров — зрелище не из приятных. А вот приближенные и невесты скорее красивы, чем страшны.
В спектакле органично сочетаются и фольклорные, и литературные представления о вампирах. Так, появление вампиров сопровождается холодным туманом (статичные конные скульптуры Владимира и Сабрины Шатировых), граф предпочитает кровь невинных (Ева и Эльза Запашные), вампиры внезапно появляются и исчезают (возникают в луче света и проваливаются под землю или убегают со сцены, якобы незаметно); они быстро перемещаются в пространстве и зависают в воздухе (акробаты на подкидных досках п/р Сергея Трушина); невесты графа (Элен Запашная, Ярославна Демешко и Александра Блинова), как и положено, спят в фамильном склепе; отпугнуть их можно серебряным крестом, а убить – серебряным ножом.

Элегантен, как и положено викторианскому вампиру, граф Азраил Эдгарда Запашного. В его небрежных жестах сквозят скука и легкое раздражение. Как же ему надоели и ритуалы, и подчиненные, и даже красавицы-невесты, из которых предстоит выбрать новую жену…

На фото: Эдгард Запашный в номере «Аттракцион с хищниками п/р Людмилы Сурковой». Фото ©Александра Дубровская

Все первое действие – это безуспешные попытки стригоев утащить Лулу в замок графа Азраила. Второе действие почти полностью проходит в замке графа.
Оно начинается со сцены прощания графа с предыдущей женой. Страстную сцену прощания решили как аттракцион с хищниками, где в дуэте работают Людмила Суркова (это ее животные) и Эдгард Запашный. Манеж заливает желто-алый свет, хищники возникают в нем, как в мареве сна, их оскаленные морды находятся в миллиметре от лиц дрессировщиков. Порой, кажется, что граф намеренно отдает первую партию жене, которая исчезнет с последними аккордами музыки.

Из замка вампира мы переместимся на улицу, где слугам графа все же удастся завлечь Лулу. Девушку уводят две новообращенные девочки Ева и Эльза Запашные. Они зовут ее в мир, где нет боли и печали, где будет вечное счастье. Словно под гипнозом, идет она к застывшим неподалеку вампирам. В гипнотическом сне взмывает с ними под купол. Групповой номер на полотнах (руководитель Александра Блинова) невероятно красив. В нем наравне со взрослыми участвуют и Ева и Эльза Запашные.

На фото: Акробаты со скакалками п/р Сергея Трушина Фото ©Александра Дубровская

А наши герои отправятся спасать ее. По дороге они попадут в балканскую деревню, где живут оборотни (дрессированные медведи п/р Рената Касаева и акробаты со скакалками п/р Сергея Трушина), и заручатся поддержкой их предводителя Ласло. По лестнице (эквилибр на лестнице п/р Владимира Шатирова) будут они пробираться в замок, она то и дело будет вырываться из рук, но ее удастся «укротить»; капрал Эльза будет пытаться вызволить Лулу (воздушные ремни в исполнении Елены Петриковой и Елены Бараненко) прямо с бала вампиров. Взмоют под потолок на хрустальных люстрах очаровательные вампирессы (воздушные люстры п/р Александры Левицкой), а гостей будут развлекать иллюзией (трансформация Рената Касаева и Нины Севериной).

Зрителей ждет немало неожиданных поворотов сюжета, но добро, как и положено, восторжествует.

На фото: Лулу (Елена Петрикова) и капрал Эльза (Елена Бараненко). Фото ©Александра Дубровская

Финальная сцена, где герои объединяют свои усилия, – это два уникальных номера: «Колесо жизни», в котором главными становятся отец Джордж и некромант Блэк, и TeslaX, которым управляет при помощи специально сконструированной машины инженер Гюнтер, а помогают ему капрал Эльза и Дедрич. «Колесо жизни» высотой 9 метров представляет собой конструкцию из двух колес, скрепленных между собой. Артисты сначала раскручивают его медленно, но постепенно набирают скорость. Сложность работы в том, что страховка тут невозможна. Первые «шаги» делаются внутри двух колес, но потом начинается работа на внешней стороне. Балансируя на высоте, пытаясь удержаться на зыбкой поверхности, актеры жонглируют и прыгают через скакалку. «Колесо жизни» становится в спектакле неким проводником в высшие сферы, откуда берется основная энергия. Оттуда она поступает в машину и через нее передается в воздух, то и дело разрываемый всполохами зеленых молний. Именно они и помогут победить настоящее зло.

На фото: «Колесо жизни» п/р Кирилла Капустина. Фото ©Александра Дубровская

Зло явное – вампиры и их приспешники – в этой истории часто неумно, но не лишено обаяния и даже некоторой привлекательности. Но есть и зло, что до поры скрывается под маской, и его распознать гораздо сложнее. И победить его можно только сообща. А потому главной темой шоу становятся слова песни: «То, что тебе преодолеть невозможно, //Вместе можно осилить нам».

Фотографии Александры Дубровской

Все фото тут

%d такие блоггеры, как: