ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ. МАЛЫЙ ТЕАТР

А мы продолжаем прогулки по Театральной площади. Злата Батуева ждет вас у Малого театра.

«Повелели мы ныне учредить Русский для представления комедий и трагедий театр…» повелела Елизавета Петровна своим указом в 1756 году. Тем самым положив начало развитию профессионального драматического театра в России.
В 1759 году был создан первый Московский публичный профессиональный театр. Труппа, основанная при Московском Университете, была отдана под чуткое руководство директора университета, знаменитого поэта и драматурга Хераскова. Того самого, который написал эпическую поэму «Россиада». Университетский Вольный театр послужил основой для создания Петровского драматического театра. В труппу входили студенты, актеры из крепостных театров, первым из которых был театр помещика Волкова в Ярославле. Университетский театр просуществовал недолго, послужив основой для создания драматического Большого Петровского театра.
В 1803 году труппа Большого театра разделилась на оперную и драматическую. Катерино Кавос, сыгравший в этом разделении важную роль, стал по сути дела основателем русской оперы. Но не смотря на это труппа оставалась фактически единой до 1824 года. Одна дирекция, исполнители, даже общие костюмерные. В 1806 году была образована дирекция Императорских театров и артисты бывшего Петровского театра поступили в нее. Так как театр приобрел статус казенного, крепостные артисты, поступившие в него, сразу получали вольную. Своего помещения у труппы долго не было. Страну трясли военные конфликты: Крымская война, Отечественная 1812 года. Наконец-то в 1824 году Осипу Бове было поручено перестроить дом купца Варгина на Петровской площади для обустройства театра. Большой и Малый театры долгое время соединял подземный ход.
«Надо в Большой – там сегодня играет Малый», – говорили в Москве.
Тогда слово «малый» указывало на размер здания, которое было меньше соседнего Большого театра. Слово «малый» сначала даже не писали с заглавной буквы — ведь оно обозначало лишь размер здания, которое было невелико по сравнению со стоящим по соседству Большим театром, предназначенным для балетных и оперных спектаклей. Но вскоре слова «Большой» и «Малый» стали именами собственными, и ныне во всех странах мира звучат на русском языке. Спустя короткое время слова «Большой» и «Малый» стали именами собственными.
В 1824 году по проекту Бове, архитектор А. Ф. Элькинский перестроил для театра особняк купца Варгина, расположенного на Петровской, ныне Театральной площади. Изначально Малый театр был значительно уже, из-за чрезмерной ширины Неглинного проезда. В 1838-1840 годах примыкавшие к зданию участки земли были выкуплены и уже архитектор Константин Тон достроил здание до существующего сейчас объема, полностью изменив внутреннюю планировку.
В «Московских ведомостях» опубликовали объявление о первом спектакле в Малом: «Дирекция Императорского Московского театра чрез сие объявляет, что в следующий вторник 14 октября сего года будет дан на новом малом театре, в доме Варгина, на Петровской площади, для открытия онаго спектакль 1-й, а именно: новая увертюра сочин. А.Н.Верстовского, впоследствии во второй раз: Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря, новое драматическое рыцарское представление-балет…»
Поначалу Большой и Малый театр были связаны единой структурой. Один и тот же артист мог участвовать в спектаклях разного рода. Театры, как мы помним, были соединены подземным ходом. Иногда постановки одного театра переносились со временем на сцену другого. И даже на сцене Малого время от времени появлялись оперы, например, «Евгений Онегин» Чайковского.
Днем открытия Малого театра считается 14 (26) октября 1824 года.
С открытием Малого началась новая эпоха театральной жизни России. Появились новые талантливые артисты изменившие традиции, раздвинувшие границы игры и ее восприятия. Выходцы из крепостных, П.С. Мочалов и М.С. Щепкин, блистали на сцене Малого театра в 1820-1840 гг., сыграв важную роль в его истории.
«П. С. Мочалову, «актеру-плебею», по выражению воспевшего его критика В. Г. Белинского, удалось преодолеть каноны прежнего стиля, выраженного эстетикой классицизма. Вместо декламации и торжественной позы, актёр привнес на сцену клокочущую лаву горячей страсти и жесты, поражающие страданием и болью. Романтические одиночки Мочалова протестовали и сражались со всем враждебным им миром зла, отчаиваясь, и нередко падали духом» (цитирование по: Кругосвет). Вот некоторые из ролей П. С. Мочалова: Гамлет, Ричард III, Чацкий, Фердинанд («Коварство и любовь» Ф. Шиллера).
«Он первым создал правду на русской сцене, он первым стал нетеатрален на театре», – сказал о Щепкине А. И. Герцен. Щепкину приходилось играть даже женские роли, например, Еремеевну в «Недоросле» и Бабу Ягу в опере Горчакова.
Репертуар Малого был разнообразен, ставили и Шиллера, и Шекспира, и Пушкина, и Грибоедова, и Чехова, и Гоголя и прочая прочая.
27 ноября 1831 года впервые в Малом показали полную постановку комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». До этого цензура разрешала представлять лишь отдельные сцены. Щепкин сыграл Фамусова, а Мочалов — Чацкого. Эта постановка сделала Малый рупором новых общественных идей. Здесь же в 1836 показали «Ревизора» Гоголя, поставили «Мертвые души», «Женитьбу» и «Игроков». Но самым любимым автором Малого был, конечно, Александр Николаевич Островский.
За свою жизнь он написал 48 пьес, и все они были поставлены на сцене Малого.
И.А. Гончаров, обращаясь к А.Н.Островскому, писал: «Только после вас, мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского».
Его новые реформаторские театральные позиции – бытописательство, отход от пафосности, важность всего ансамбля актёров, а не единого главного героя и т. д. – приводили к конфликтам с приверженцами прежних традиций. Но эти новаторские для того времени идеи Островского уже были затребованы временем. Островский обязательно сам читал пьесы актерам. Кроме того, он проводил репетиции, определяя трактовку и характер исполнения пьес.
Все 48 пьес драматурга были поставлены на сцене Малого театра и в разные годы всегда входили в его репертуар. Он сам неоднократно участвовал в репетициях, дружил с актёрами, а некоторые его пьесы были сочинены специально на определенных исполнителей Малого театра, по их просьбам, для их бенефисов..
А.Н. Островский многие годы был председателем экзаменационной комиссии первой Московской театральной школы, открытой в 1809 году. Одной из учениц он предрек большое будущее: поступив на сцену Малого театра, Мария Ермолова стала великой драматической актрисой.
Есть театральна легенда: «…однажды Ермолова играла в паре с начинающим актером. Он должен был сообщить приме, что ее мужа застрелили на охоте. Ермолова, по сюжету, повторяла фразу и падала в обморок. Несчастный переволновался и вместо слов «Ваш муж застрелился!» выпалил: «Вах мух пах!». Ермолова привыкла поддерживать партнера по сцене, поэтому она воскликнула: «Мах мух пах? Ах!» И рухнула на пол».
Пьесы Александра Николаевича Островского принесли Малому театру неофициальное название «Дом Островского».

В 1929 году у входа в театр был установлен памятник великому драматургу. И, какие бы перемены ни происходили в театре и в обществе, пьесы Островского сохраняли и сохраняют в Малом ведущее положение.
Более 150 лет тому назад был заключен союз, нерасторжимый и поныне: Островский обрел свой театр, Малый театр – своего драматурга.
Кризис в России рубежа ХIХ- ХХ веков отразился и на театральной жизни. В 1898 году был открыт Новый театр – филиал Малого. Под руководством А.П. Ленского, актера и режиссера, молодые артисты Императорских театров, которым не доставалось ролей на старых сценах, экспериментировали в поисках новых форм самовыражения. В Новом театре ставились и драматические постановки, и оперы, и балеты. Но век его был недолгим. В 1909 году театр распался и остатки труппы возглавил русский и позже советский актер, драматург, театральный деятель А. И. Южин.
Россия была полна новаторскими веяниями. Театр активно реформировался, новые режиссерские и постановочные идеи внесли Станиславский, Немирович-Данченко, Евреинов, Вахтангов, Фореггер. Развивались жанры театральных пародий и капустников. Революционная обстановка в стране способствовала развитию новой театральной эстетики.
Малый театр, разграбленный и разоренный в дни революции, благодаря усилиям А.И. Южина достаточно быстро возобновил свою деятельность. На сцене его продолжали ставить спектакли в классических традициях. Под воздействием призывов новой власти – отказаться от всего старого, вычеркнуть из новой жизни буржуазно-дворянскую культуру, Малый театр был бы закрыт, если бы на его защиту не встал первый нарком Просвещения Луначарский.
Театр хранил традиции не режиссёрских изысков, а классического исполнительского искусства. В 1930-е годы, когда один за другим исчезали новые реформаторские театры, а их основатели, порой, тоже исчезали, но уже в тюрьмах, Малый театр пополнялся приходившими из закрывавшихся студий актёрами.
В годы Великой Отечественной войны театр не закрывался. Также работал его фронтовой филиал. А на деньги, собранные труппой, в 1944 построили эскадрилью самолетов под названием «Малый театр — фронту». Она с октября 1944 по май 1945 года громила врага в небе над Восточной Пруссией.
В 1946 году здание театра отреставрировали под руководством А.П. Великанова.
В 1991 году Указом Президента России Малый театр как особо ценный объект национального наследия объявлен достоянием народов России.
В 2012-2016 годах проведена масштабная реконструкция здания. Малый театр расположен на берегу реки Неглинки, забранной в подземную трубу. Сваи, на которых он стоит, меняли, русло реки увели в сторону, но просадка фундамента была существенной. Во время реконструкции в здании укрепили стены и фундамент, сменили всю инженерию и перестелили крышу. Сцена Малого театра в два с половиной раза превышает объем зрительного зала, хотя кажется, что она меньше него. Любое слово, произнесенное на сцене шепотом, слышно даже на галерке.
Эта особенность зала Малого театра сохранилась после реконструкции 1948 года. Советские реставраторы оставили нетронутыми деревянную акустическую деку потолка и деревянное перекрытие над зрительным залом, а также глиняные пустотелые вазы, замурованные в стены. Сейчас в театре акустика ничуть не хуже.
На своем месте и колокольня над сценой – своеобразная визитная карточка театра. Актерам удалось спасти колокола в 30-е годы, когда прошла массовая волна сноса церквей. С тех пор они используются для шумового оформления спектаклей.
В 2019 году Малый театр отметил свое 195-летие. В этом же году в Когалыме (центр Западной Сибири) был открыт филиал театра.
За годы существования стены Малого многое видели. Вспыхивали новые актерские звезды, менялись эпохи, режиссеры и художественные руководители. Все, кто выступал на этой сцене, кто был причастен к постановкам спектаклей, оберегали и развивали лучшие традиции старейшего русского театра. Была создана особая, сценическая школа, в основе которой лежит культ актерского мастерства. Репертуар Малого театра строится прежде всего на русской и мировой классике. В каждом сезоне выпускается несколько новых спектаклей, снимается что-то из старых названий.
Малый театр является инициатором и регулярно проводит Всероссийской фестиваль «Островский в Доме Островского». Театры из разных городов и областей России представляют свои постановки по пьесам великого драматурга на его сцене.
%d такие блоггеры, как: