ВЫСТАВКА ТЕАТРАЛЬНЫХ РАБОТ АЛЕКСАНДРА ТЫШЛЕРА ПРОХОДИТ В РУССКОМ МУЗЕЕ

Анастасия Павлова

До 24 февраля 2020 года в Строгановском дворце проходит выставка работа Александра Тышлера «Театр в станковых картинах», включающая более семидесяти работ мастера.

В экспозицию вошли произведения из собрания Русского музея, обладающего обширной коллекцией живописных и графических работ Тышлера, поступавших в музей от самого мастера и его жены искусствоведа Ф.Я. Сыркиной, а также в составе переданного в дар обширного собрания театрального искусства Г.М. Левитина, близкого друга многих отечественных художников театра.

Александр Тышлер — живописец, график, театральный художник, оформивший более ста спектаклей. Искусствовед Ф. Сыркина так пишет о его ранних работах: «Тышлер — романтик и сказочник — обладает особым даром театрального мышления, он всегда драматургично и по-режиссерски решает тему, его композиции и образы очень сценичны, сочетают психологизм и декоративность, статику и динамику. Герои его картин и рисунков всегда действуют словно на сцене. Художник, как правило, создает для них своеобразную среду: приподнятую площадку под ногами, будь то пол, помост, коврик, земля, горка, холмик, сцена; он часто обрамляет композиции занавесами и почти всегда вводит в композицию диск луны или солнца».

Как театральный художник Тышлер дебютировал в 1927 году, оформив ряд спектаклей в Белорусском еврейском театре в Минске. С 30-х годов сотрудничал со многими московскими и ленинградскими театрами. Новаторство постановок, в оформлении которых участвовал мастер, заключалось в обращении к народным формам театра, в сохранении национального колорита и в глубоко социальном истолковании драматургии. Тышлер работал с Ю. Завадским, А. Таировым, С. Радловым, С. Михоэлсом, В. Мейерхольдом, Н. Черкасовым. В творчестве Тышлера проявился особый жанр станкового искусства, построенный по принципам театра и ставший, как отмечали специалисты, настоящим «Театром станковых картин». По словам искусствоведа А. Эфроса, Тышлер создавал непроницаемые для рационального истолкования «композиции из плетёных корзин, женских тел и звериных голов».

Сыркина выделяет главные черты театральных работ Тышлера, среди которых: «приведение декораций в спектакле к единому архитектурно-сценическому образу, создание целостного мира, в котором разворачивается действие, стилевая найденность образной «играющей детали», цветовое единство, общий колорит спектакля».

Подробности о выставке можно узнать на сайте музея.

Author

Поделиться: