ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОЛОВОЛОМКА. АННА ОКОНОВА О СПЕКТАКЛЕ «ГАМЛЕТ» РОБЕРТО ЛАТИНИ

Анна Оконова

Предоставлено пресс-службой

Одним из самых ожидаемых спектаклей в рамках XII Международного театрального фестиваля моноспектаклей «SOLO» на сцене Театрального Центра на Страстном бульваре стал спектакль «Гамлет + Фортинбрасмашина», итальянского автора, режиссера и исполнителя Роберто Латини (Fortebraccio teatro, Италия).

Роберто Латини – театральный эстет и интеллектуал, неоднократный обладатель самой значимой театральной премии Италии «Убю». Он не в первый раз привозит свои спектакли на фестиваль. Постоянные зрители фестиваля знакомы с его прошлыми работами «Песнь Песней» и «Горные великаны».

«Гамлет + Фортинбрасмашина» – это интеллектуальная головоломка для искушенного зрителя, хорошо знакомого с текстами Шекспира и Мюллера. Яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке и зрители, подсматривающие в скважину, созданную Робертом Латини.

В спектакле сложное, запоминающееся музыкальное оформление (композитор Джанлука Мисити), фантастический свет, практически заменяющий декорации (художник по свету Макса Мугнайа). Пространство, где повторения звучат, как молитвы, а молитвы — как крик о помощи. И над этим пространством возвышается голос. Голос как главное действующее лицо. Все здесь дисгармонично, словно все еще продолжается борьба как внутри спектакля, так и во вне – со зрителем. Светодиодный круг, парящий над сценой, слепит глаза. Дискомфорт доставляли и технические погрешности: круг резал титры, расположенные на самом верху. Так что приходилось выбирать: читать текст или наблюдать за актером.

Главным героем спектакля становится Фортинбрас (Роберто Латини), появляющийся в истории тогда, когда остальные герои уже мертвы, и способный рассмотреть историю о Гамлете со стороны. Он то оборачивается одним из трагических персонажей — Гамлетом, не нашедшим себе места между жизнью и смертью, между временами и эпохами; то предстает в образе отца, зависая под потолком в строительной люльке, свешиваясь вниз головой; то Офелией на красных лабутенах в образе Мэрилин Монро, в раздуваемой ветром юбке на высоте трёх метров. Ближе к финалу он читает монолог «Быть или не быть», заканчивая его тем, что подвергает сомнению верность пути… Бла-бла-бла»… – вступает он в диалог с кукольным рыцарем в инвалидном кресле, быть может Гамлетом… «Слова, слова, слова»…

«Гамлет» Роберто Латини – это трагедия сирот, протагонистов и антагонистов, созданная в ту эпоху, когда отцов еще не было. По сути, Фортинбрас – это каждый из нас. Сын, чужестранец, чужак и выживший. И именно мы задаемся вопросом: «Где это зрелище?», если вокруг только тишина.

Author

Поделиться: