МЕТОД ТАБАКОВА: «ЕГО ЖИВОГО ПОМНИТЬ И РАЗВИВАТЬ»

Ксения Позднякова

Фото ©Вера Юрокина

С сентября по декабрь в Москве проходил фестиваль учеников Олега Табакова «Атом Солнца».

За это время было показано девять спектаклей, так или иначе связанных с Олегом Павловичем, а его ученики — Евгений Миронов, Сергей Безруков, Виталий Егоров, Александр Марин, Евдокия Германова, Марина Зудина, Филипп Янковский, Сергей Газаров и многие другие — провели мастер-классы для студентов актерских факультетов. Знаменитые артисты не только делились воспоминаниями и отвечали на вопросы, но и пытались объяснить, как Табаков, который, по меткому выражению драматурга Виктора Розова, «проглотил атом Солнца» со временем превратился в Солнце, создавшее свою собственную систему, где рождались новые звезды и возникали отдельные галактики.

Завершить марафон, посвященный Олегу Павловичу, решили круглым столом «Метод Табакова». Своими мыслями с собравшимися поделились художественный руководитель Театра Олега Табакова Владимир Машков, художественный руководитель Театра «Сатирикон» Константин Райкин, художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин, педагог, заведующий кафедрой пластической выразительности актера в Театральном институте им. Бориса Щукина Андрей Дрознин, актер Авангард Леонтьев, актер и режиссер Сергей Газаров. Право вести беседу отдали историку театра Анатолию Смелянскому.

– Метод Табакова был, есть и, я уверен, будет, – сказал Владимир Машков. – Более того, мы должны его расшифровать. Вы все, наверное, знаете, что такое Большой адронный коллайдер. Такая конструкция, в которой разгоняются и сталкиваются тяжелые ионы и протоны. Цель коллайдера – найти какое-нибудь отклонение от стандартной модели. Мне кажется, Табаков и занимался этим, сталкивая таланты на огромной энергетической скорости».

Владимир Машков

«Актер, если он одарен, — существо честолюбивое. Если это не так, все бес-смысленно, ибо вне успеха не рождается внутренняя свобода. И одну из глав-ных задач я вижу в том, чтобы обеспечить молодым людям первый успех. Дайте, дайте первую удачу, пусть в себя поверит человек» Олег Табаков

– Я не есть прямой ученик Олега Павловича, но, тем не менее, считаю его своим учителем. Я вряд ли могу найти в своей жизни человека, который бы таким огромным, таким решающим образом на меня повлиял, – поделился худрук «Сатирикона» Константин Райкин, – Надо сказать, что очень большое значение имело то, что мы сидели в одной гримерной. Понимаете, это «окопные» отношения, где невозможно ничего скрыть.

Константин Аркадьевич подчеркнул, что Табаков ненавидел всякого рода ум-ничанья и с удовольствием их разрушал, уничтожая со всей силой своего дарования.

– При этом я долго не мог привыкнуть к тому панибратству, с которым он относился к Мельпомене, – отметил Райкин. – «Современник» был живейшим театром. «Обыкновенная история» меня просто убила, это одно из самых сильных впечатлений в жизни. Помню, как прорыдал всю ночь, потому что я уже решил стать артистом, и я понимал, что никогда так не смогу. Потом я попал в этот спектакль, в массовку, и увидел, как это делается с «другой» стороны, так весело и так «цинично». Это стало настоящим ударом по моей театральной вере. Табаков был тогда играющим директором. Нужно было видеть, как Олег Павлович уже прямо перед выходом на сцену в костюме буфетчицы Клавы с накладными грудями, наклеенными ресницами что-то судорожно подписывал. Я сын артиста, который славился своими перевоплощениями, и все же для меня это было шоком. Он был фантастически оснащенный артист, он так владел профессией, что рядом с ним трудно кого-то поставить. Он был очарован театром, обожал играть, выходить на сцену, а это редкое качество для взрослого артиста. Но он научил меня относиться к каким-то вещам веселее.

По признанию Райкина, он присматривался к Табакову, интересуясь им как неким явлением в профессии.

Константин Райкин

– Он не давал мне покоя, я все время с ним полемизировал внутренне и внешне. Он меня будоражил. Я доканывал Табакова расспросами из серии: «А как Вы стали таким уверенным? Олег Палыч, когда Вы поверили в себя?». Представляю, как я его раздражал. А он мне говорил: «Старик, надо один раз поиметь успех и понять, что ты интересен». Он понимал оздоровительную, великую, божественную силу успеха. Успех – это вещь необходимая, хотя и недостаточная для доказательства качества.

– Табаков меня срочно вводил на роль сэра Эндрю Эгьючика в спектакле «Двенадцатая ночь». Даль порвал связку. И вот вечером я узнаю, что на следующий день мне играть. И я помню, как спросил Табакова: «А что за человек этот Эндрю Эгьючик?». А он играл Мальволио и в общем-то не обязан был знать про мою роль, а уж тем более вести со мной какие-то беседы. А он говорит: «Старик, Эндрю — ребенок, и как любой ребенок хочет одного: чтобы его хоть в чем-то воспринимали всерьез». Это так точно. В самую суть. У меня все соединилось. И он это сказал просто, на ходу, что-то жуя. Вот такой фантастический дар. Если быть завистливым человеком, сдохнуть можно от досады. Это же надо пережить, что рядом с тобой такой талант, объяснить себе, почему ты не такой», – поделился Райкин.

– Вообще, рассказывать про Олега Павловича можно бесконечно, это так же интересно, как рассказывать про самого себя, – подытожил Райкин и пообещал, что когда-нибудь сделает про Табакова спектакль.

Андрей Дрознин

– Думаю феномен Табакова заключается в том, что двигателем его энергии творческой была любовь. Любовь к людям, к творчеству – ко всему. Он был буквально распахнут на мир, – отметил Андрей Дрознин. – Он умел в каждом увидеть что-то важное, ценное. Олег Павлович как никто из педагогов питал очень уважительное отношение к индивидуальности ученика.

Валерий Фокин заявил, что метод Табакова – это он сам. «Даже его недостатки были незаурядные, столь же великие, как его достоинства. Это редкое качество, которое говорит об очень крупной личности и о феноменальной одаренности. И вот в этой феноменальной одаренности и заключался его метод. Мы должны понимать, как важно его живого помнить и развивать. Чтобы ни в коем случае он не забронзовел».

В финале мероприятия художественный руководитель Театра Олега Табакова Владимир Машков поблагодарил участников и вручил им дипломы и памятные броши с янтарем. — Янтарь настоящий «атом Солнца». Это самый живой и счастливый материал на свете!» – сказал Машков.

Фотографии Веры Юрокиной

Author

Поделиться: