ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО МЮЗИКЛА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА. ЧАСТЬ 11

Лина Шаталова

Мы запускаем «театральный сериал» – каждый месяц новая история. Третий сериал посвящен истории советского мюзикла. О зарождении жанра и его развитии в 1920-1940-е годы в СССР рассказывает выпускница ГИТИСа Лина Шаталова. Две серии в неделю, «не переключайтесь».

Спектакль «Юнона и Авось».

В России, из-за долгой исторической обособленности от всего мира, к мюзиклу на российской сцене относятся скептически. Мюзикл всё ещё воспринимается как продукт инородный российской культуре[1], забыв о его первых шагах ещё в 30-е годы. Основа проблемы кроется в терминологических подменах, закрепляя в массовом сознании, что мюзикл — исключительно американский продукт. Действительно, американский мюзикл был первым, строился на национальных корнях, потому и получил широкую известность и популярность. Однако, рядом с американским мюзиклом стоят английский и французский мюзиклы,  взращенные на своих национальных идеях, имеющие свой особенный тип развития, отсюда и характерные отличия. Уже сейчас, в этом мировом мюзикальном ряду стоит и русский мюзикл. После заморозки деятельности в России дочерней  компании «Stage Entertainment» – самого большого поставщика мюзиклов[2], стало понятно, что Россия, несмотря на несколько удачных лет,  не готова к бродвейской системе проката спектаклей. Более того, она не способна и не нуждается в создании проектов, копирующих бродвейскую систему.

На данный момент русский мюзикл развивается в нескольких направлениях. Чтобы в дальнейшем глубже изучать проблематику данного явления, нужно выявить и осмыслить начальные этапы  зарождения и становления мюзикла в нашей стране.

Джаз быстро прошел русификацию и стал одним из главных компонентов мюзикла-ревю, родившегося в репертуарном театре-цирке Мюзик-Холл в 30-е годы, уже будучи носителем идеологических идей. Его корни прослеживаются в сатирических театрах миниатюр, на него сильно влиял цирк и драматический театр. Создатели постановок в Мюзик-Холлах изначально ставили перед собой задачу сделать советское «правильное» ревю, взяв за основу зарубежную модель. Эту задачу усложнило обязательное наличие цирковых элементов.

Во время борьбы  с «буржуазным искусством» мюзикл спустился со сцены и появился перед кинокамерой. Весёлое искусство, в «правильной»  советской оболочке, оказалось выгодно государству. На момент исчезновения мюзикла в середине 1940-х по 1960-е годы  из творческой жизни СССР, советская оперетта процветала. Она смогла доказать, что жанр оперетты может быть успешно русифицирован, что оперетта может говорить про сегодняшний день родной страны, а не какой-то далекой и враждебной.  Черты молодого мюзикла вплетались в советскую оперетту. Большая заслуга в этом состоит И. О. Дунаевского,  работавшего над созданием в стране обоих жанров, стоящего у его истоков, его современников и учеников.

Как только мюзикл смог выбраться из-под давления цирка, драматическое влияние проявилось в полной мере, о чем свидетельствуют легендарные рок-оперы «Юнона и Авось» и «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Но все это будет десятилетиями позже, уже во второй половине ХХ века.

 

[1] Официальным началом мюзикла в России принято считать 1999-й год, когда в Московском театре оперетты был поставлен лицензионный мюзикл «Метро» Януша Стоклоса. Однако, у многих связанных с мюзиклом деятелей, эта дата вызывает споры.

[2] Проекты «Stage Entertainment Russia» осуществлялись с 2005-го по 2017-й гг.

 

Author

Поделиться: