ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО МЮЗИКЛА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА. ЧАСТЬ 10

Лина Шаталова

Мы запускаем «театральный сериал» – каждый месяц новая история. Третий сериал посвящен истории советского мюзикла. О зарождении жанра и его развитии в 1920-1940-е годы в СССР рассказывает выпускница ГИТИСа Лина Шаталова. Две серии в неделю, «не переключайтесь».

Исаак Дунаевский за работой

Оперетта 40-х годов

В театре в эти годы ничего похожего на привычный мюзикл не создается. Но происходят очень важные сдвиги в сторону развития музыкально-драматических спектаклей, которые в дальнейшем приведут к появлению рок-опер. В рамках данной работы автор не будет останавливаться на раскрытии этого эпизода, но подробно опишет его в последующих работах.

Театры миниатюр создают ревю из множеств сценок-пародий на спектакли. В них творят люди, помогавшие совсем недавно развитию Мюзик-Холла, но, увы, не сумевшие создать в новых условиях мюзикальную базу, она была попросту не нужна. Эстрадный театр получил новый виток развития с приходом Аркадия Райкина с его гениальными миниатюрами.

Процветает советская оперетта, носящая идеологизированный характер. На музыкальной сцене главенствуют оперетты новые И.О. Дунаевского и старые Н. М. Стрельникова, ставятся оперетты на музыку  А. В. Александрова, А. П. Рябова, Ю. С. Милютина, К. Я. Листова и других. Сюжеты этих оперетт про сегодняшний день, часто местом действия является не городская местность. Они отвечали запросу времени. Рядом с отечественными произведениями всегда были и порицаемые зарубежные, но в репертуаре театров они занимали малую часть.

В этой главе стоит отдельно сказать пару слов о последних работах И. Дунаевского.  После продолжительной и очень успешной работы в картинах Г. Александрова, Дунаевский, с виртуозным умением в создании «массовой песни» возвращается в оперетту.  В этом жанре будут созданы за два десятилетия 4 произведения: «Дороги к счастью» (1940), «Вольный ветер» (1947), «Сын клоуна» (1950) и незавершенная, из-за кончины композитора, «Белая акация» (1955).

Оперетта «Дороги к счастью» имела очень слабое либретто, схематичные, поверхностные характеры представленных современников, не дали оперетте  заслужить большого внимание театров, рискуя  остаться радиозаписью. «…Шаблонные «герои» и должны быть представителями романтическо-лирической линии в оперетте, то есть линии, настолько романтической и приподнятой, что в известные моменты герои не могут не запеть; именно эти «герои» и «героини» своими чувствами, темпераментом должны толкнуть композитора ввысь, в музыку… А вместо этого они его тянули вниз, под земли»[1], – писал Г. Ярон в своих воспоминаниях. Но отметил, вложенное сердце, фантазию и вкус в эту работу.

Несмотря на неудачи с либретто, музыка Дунаевского спасала действие, когда артисты начинали петь.  Герои сразу оживали, в воображении создавались картины радостной народной жизни, радость от строящегося завода, лирические переживания героев заставляли сопереживать, пока музыка не  стихала, обнажая невнятный сюжет. Оперетта имела подзаголовок «лирические сцены», как у Чайковского в «Онегине». Да и сам композитор признавался, что  творчество Чайковского очень повлияло на его становление.

22 августа 1947 года прошла премьера одной из лучших советских оперетт – «Вольный ветер», поднимающая тему борющегося народа за независимость. Музыку написал И. Дунаевский на текст В. Винникова, В. Крахта и В. Типота. Это большая оперетта,  в которой героическая линия, каскадная, лирическая, буффонадная, ярко выражаются в музыке. Действие происходит в стране, которой нет на географической карте, в портовом городе после войны. В этой оперетте есть характерная черта для мюзикла — музыкальные номера мотивированы драматургией, музыка продвигает сюжет дальше. Композитор выразил в каждом такте героический накал и публицистический пафос.

«Сын клоуна», оперетта на текст Е. Помещикова и В. Типота, поставлена в 1950 году. Оперетта прежде всего известна  музыкой вальса и галопа, сочиненных Дунаевским, без которого не обходилось после ни одно цирковое представление. Любовный конфликт оперетты схож с конфликтом в «Фиалке Монмартра», выражаемый в соперничестве двух женщин: легкомысленной красавицы и скромницы.

Людмила Смарагдова в оперетте «Сын клоуна», 1949

«Белая акация» стала для композитора своей «лебединой песнью». Её он начал писать в 1954 году. В 1957, после смерти Дунаевского, её экранизируют.  Воссоздается прекрасный образ Одессы,  волн Чёрного моря,  показана  любовь мужественной девушки.

И. О. Дунаевский сыграл важнейшую роль в рождении советской оперетты и зарождении русского мюзикла, идущие бок о бок, вбирающие многие черты друг от друга,  наполняемые композиторским талантом. Дунаевский сумел русифицировать эти жанры, вопреки всему сделать их значительной частью советской культуры. Он первый вложил в старый жанр оперетты и водевиля новое содержание, привнес новые мотивы в мировой мюзикл.
Дунаевский — фигура сложная. Начав работать с едкой сатирой, присоединился в дальнейшем к построению мифологизированного государства на экране. Его музыкальные находки, ритмы опереточных арий, оказались нужны не только государству, но и простым людям, спасающихся музыкой.  Как-то Дунаевский сказал про себя: «Я – певец советского преуспеяния”, <…>, сумел “не заметить” [в тридцатые годы] трагедии своего народа”»[2].

Татьяна Шмыга в оперетте «Белая акация», 1955

Уже к концу 1950-х редкие режиссёры начинают ставить вопрос о появлении настоящего мюзикла на советской сцене, но серьёзно и масштабно этот вопрос поднимется в середине 1970-х годов.

А в 1960-х оковы идеологии ослабнут, вновь появится некая свобода творчества и снимется много музыкальных фильмов. В 1965 на сцене Московского театра оперетты будет идти знаменитый мюзикл «Вестсайдская история».  Начнется ренессанс, давший почву и время для подготовления к возникновению на советской сцене легендарных рок-опер.

[1] Ярон Г. О любимом жанре. — М.: Искусство, 1960. 223 с.

[2]  Владимирская А. Р. Оперетта. Звёздные часы. 3-е изд., испр. и доп. — СПб.: Лань, Планета Музыки, 2009. 165 с.

Author

Поделиться: