ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО МЮЗИКЛА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА. ЧАСТЬ 9

Лина Шаталова

Мы запускаем «театральный сериал» – каждый месяц новая история. Третий сериал посвящен истории советского мюзикла. О зарождении жанра и его развитии в 1920-1940-е годы в СССР рассказывает выпускница ГИТИСа Лина Шаталова. Две серии в неделю, «не переключайтесь».

Кадр из фильма «Свинарка и пастух». Реж. И. Пырьев

Глава четвертая. 40-е годы–конец 50-х

В 30-е и 40-е снимается и ставится много музыкальных пьес, действие которых часто происходит за чертой города, показана простая жизнь простых советских людей, которые идут к своей цели и добиваются её, попутно очень любя свою страну, свой труд. Они жизнерадостны, уперты и наивны. Благодаря этим фильмам продолжается формирование универсального актёра, который, к тому же, умеет теперь работать перед камерой.

В годы войны оперетта продолжала радовать зрителей, как простых жителям, так и солдатам. В эти годы особенно чувствовалась потребность в празднике, когда бьют со всех сторон. Рядом с тяжёлыми песнями, рассказывающими об ужасах войны, появляются, как никогда, жизнерадостные, жизнелюбивые мотивы, танцевальные и лёгкие. Такой, например, является «Смуглянка»[1], написанная ещё в довоенное время, но впервые прозвучавшая в 1944-м. Театр малой формы становится весьма востребованным на фронтовой зоне.

Несмотря на ряд вышедших в эти годы кинолент, они похожи по своей тематике, и, главное, почти не пытаются экспериментировать, искать новое. Более того, они вычищены от западных мотивов, герои стараются казаться серьёзными советскими людьми в советских бытовых реалиях. Но они все ещё были пронизаны духом романтизма, который, конечно, не мог показать настоящую жизнь, он всё преображал в человеке, показывая советский мир его влюбленными глазами. Романтизировались отношения на работе, сама любовь, через советскую призму, показана любовью духовной.

Усиленная идеалогизация в кино заземляла тот прекрасный мир, показанный в первых кинокартинах. Герои музыкальных фильмов стали тяжеловесными и статуарными. Пропала легкость и прыгучесть, на смену им пришла сдержанность. Одна часть музыкальных фильмов 1940-1950-х годов тяготела к кинооперетте и опере, другая, большая часть, была просто фильмом с редкими музыкальными вставками. В этих фильмах очень часто место действия театр, либо же некое мероприятие, на котором кто-то обязан петь и танцевать. Если герои осознают, что сейчас они поют, то песня не продвигает сюжет вперед. Такой прием именуется «diagetic». И потому затруднительный вопрос, относить ли такие фильмы к киномюзиклу.

Кадр из фильма «Светлый путь». Реж. Г. Александров. На фото Евгений Самойлов и Любовь Орлова

Киновед Михаэль Ханиш отмечает музыкальную комедию Александрова о современной Золушке с завода «Светлый путь» 1940 года. Его поражает всё то же мастерство в соединении воедино музыки и действия, он любуется Любовью Орловой, танцующей вокруг ткацких машин. Но главное, говорит о новаторстве работ Александрова в контексте всего развития жанра мюзикла. Только в 1957 году на экранах появится американский мюзикл «Пикник в пижаме» Стэнли Донена, повествующий о борьбе работающих женщин за свои права[2].

В начале 1940-х годов рядом с музыкальными картинами Григория Александрова возникают картины Ивана Пырьева. Их часто сравнивают, и действительно, во многом их киноленты перекликаются. Даже у обоих режиссёров в главных звёздах были собственные жены. Иван Пырьев продолжает начатую тему мира деревни Савченко, делая её лёгкой, без острых углов. Режиссёр избежал распространенного приёма в достижении смеха в высмеивании западной культуры. Он создавал музыкальные фильмы, отталкиваясь от родной советской жизни, от её многообразных просторов и разнонациональных жителей, с их бытовыми проблемами, в которых рождались комичные ситуации.

На фото кадр из фильма «Свинарка и пастух», реж. И. Пырьев. Марина Ладынина и Владимир Зельдин

В 1941 Пырьев выпускает картину «Свинарка и пастух». Сложно причислить его картины к киномюзиклам, но определенно черты мюзикла в нём есть. Например, встреча на выставке, где всё объяснение в любви зритель считывает с музыкально-песенной драматургии, на которой происходит завязка сюжета. В фильме нет танцев и слишком мало арий, хотя лейтмотив фильма «Хорошо на московском просторе», сразу же сделавшийся хитом после выхода фильма в свет, постоянно сопровождает героев, это их воплощение надежды на встречу.

В героях с первых же минут зритель должен был увидеть простых «правильных» людей: счастливо живут в деревни, играют на гармони, носят одежду с этническими мотивами и широко улыбаются (при нашем-то хмуром темпераменте).

Показана история деревенской девушки, которая приехала в город и влюбилась. Главная героиня Марины Ладыниной – свинарка из Вологодской области, что сразу рисует её портрет с её диалектом, открытой простодушностью провинциалки, смотрящую на город огромными глазами. Влюбляется в пастуха из Дагестана, с которым договаривается о встрече в следующем году. Любовь заставляет их трудится на благо своё, чтобы попасть через год на эту же выставку, и своих малых родин, а значит и всей страны.

Трагикомические ситуации появляются из-за языкового барьера, но любовь, как всегда побеждает.

«Но именно своеобразие пырьевских героинь чётко определяет идеальный образ современных для того времени женщин – по натуре очень одарённых и способных, готовых посвятить себя реализации высшей цели»[3]. Жизнерадостные героини-колхозницы Марины Ладыниной бодро боролись с предрассудками в отношении новой роли труда.

Кадр из фильма «В 6 часов вечера после войны», реж. И. Пырьев. На фото Евгений Самойлов и Марина Ладынина

Романтико-поэтическая кинолента «В шесть часов вечера после войны» 1944-го года имела колоссальное значение. Какое громкое название! Какое заявление! Какая надежда и вера! Музыка Тихона Хренникова в антрепризе имела духоподъемное, не пафосно-официальные, а лубочно-торжественные мотивы, переплетающиеся с современной советской музыкальной тематикой. Даже картины боя сопровождались напряженной стремительной музыкой, но не тяжело-трагичной. Здесь звучит «Марш артиллеристов» (Слова В. М. Гусева, музыка Т. Н. Хренникова), ставший одним из известнейших произведений тех лет. В нем звучали громкие агитационные строки, призывающие защищать отчизну. Это серьезное произведение о страшном событии, но духоподъёмное не геройскими стремлениями, речами с лозунгов. Эта история о людях, которые любят друг друга и защищают то, что они любят. И, главное, знают, что всё будет хорошо. К киномюзиклу фильм затруднительно отнести, но он был очень важен для своего времени. Композитор Тихон Хренников удивительно органично вплетал в драматургическую ткань фильма народные музыкальные мотивы, частушки, симфонические композиции, главным в его работе было создание выразительных речитативов, нежели запоминающейся мелодии.

В 1944 экранизируется оперетта «Сильва», снятая на Свердловской киностудии режиссёром Александром Ивановским по одноимённой оперетте Имре Кальмана. Только подумать, экранизируется легкомысленная иностранная оперетка! Пышная по декорациям и костюмам, с зажигательной музыкой, танцами и знаменитым дуэтом Сильвы и Эдвина «Ты божество, ты мой кумир». Запоминающийся гротескный образ второстепенного героя Ронса Воляпюк создал Владимир Таскин. Язвительный угловатый князь в его исполнении, с очень смешным завыванием при произношением своей фамилии, остается надолго в памяти после просмотра картины.

Кадр и фильма-оперетты «Сильва», реж. А. Ивановский, 1944. На фото Нияз Даутов и Зоя Смирнова-Немирович

Камеристка с горящими глазами – Александра Корвет отличается от всех героев реалистичностью и некой приземленностью в созданном образе. Это особенно заметно в сравнении с главной героиней Сильвой – Зоей Смирновой-Немирович, создавшей образ героини, словно летающей от своей любви, она постоянно находится где-то там, далеко.

Каждая сцена в «Сильве» пронизана доброй улыбкой. Игра, показ эмоций, жесты в оперетте гротескны, и эта гротескность в разы увеличивается на крупных планах.
К концу десятилетия в фильмах усилилась концентрация идеологии, красивая, лёгкая мелодия была не способна наполнить тучную картину воздухом. Так случилось и с «Кубанскими казаками» 1949 года, интересным по красоте кадра, и по музыкальной части, и в показе колоритного среза общества. Фильм признан вершиной в творчестве Ивана Пырьева.

«…Несмотря на очевидные просчеты и противоречия, музыкальные комедии Пырьева вслед за картинами Григория Александрова явились важным шагом в развитии искусства социалистического мюзикла»[4].

[1] Авторы: музыка А.Г. Новикова, слова Я.З. Шведова.

[2],[4]  Ханиш М. О песнях под дождём.  — М.: Радуга, 1984. 79 с.

[3] Никольский С. А. Духовные основания деятельности. С. 274-275. URL: https://books.google.ru/books?id=mDaunWbxUaQC&pg=PA274&lpg=PA274&dq=%C2%AB%D0%93%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%8C%C2%BB+1934+++%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE&source=bl&ots=zKrKAUVQu3&sig=ACfU3U1YeBBshej75FUeoRdgh_5bdmMDFA&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwiH3JqYsOjhAhXFy6YKHbT0DC04KBDoATAJegQICRAB#v=onepage&q&f=false

 

 

Author

Поделиться: