ЧЕХОВСКИЕ МОТИВЫ. 5 СПЕКТАКЛЕЙ ПО ЧЕХОВУ

Анастасия Павлова

Чехова ставят более ста лет. Попробуем разобраться, что привлекает режиссеров в этом драматурге. В нашей подборке пять самых любопытных постановок по его пьесам и записным книжкам. 

Фото с сайта театра

25 и 26 октября

ДЯДЯ ВАНЯ

Театр Наций

«Я возвращаюсь к точному прочтению Чехова, очищенному от всех наслоений». Стефан Брауншвейг

«Мне важно войти этим спектаклем в общую экологическую повестку. Климат меняется. Первый раз я приехал в Москву в 1979 году, в феврале было 25 градусов мороза. Сегодня все не так. Теперь если в Москве зимой минус 10, то в Африке вообще невозможная жара. Население африканских стран перемещается в другие климатические зоны, в том числе к нам в Европу, и это уже миграционная и экономическая проблема. Все связано: экология, экономика, энергетика. Чем больше мы разрушаем климат, тем к более глобальной катастрофе это ведет. У меня нет готовых рецептов, как исправить ситуацию, но надо будоражить умы, совесть, сознание всего человечества».

В ролях: Евгений Миронов, Елизавета Боярская/Юлия Пересильд, Андрей Белый, Виктор Вержбицкий и другие.

 

Фото ©Лариса Герасимчук

3, 14, 24 и 30 октября 

ЧАЙКА

Театр «Мастерская Фоменко»

«Мастерская Фоменко» обращается к творчеству Антона Павловича Чехова не в первый раз. В 2004 году Пётр Фоменко поставил с основоположниками театра чеховские «Три сестры». Спектакль, ставший лауреатом главной театральной премии России «Золотая Маска» сразу в двух номинациях («лучший спектакль большой формы» и «лучшая работа режиссёра») несколько лет назад по ряду причин ушёл из репертуара театра. Желание вновь соприкоснуться с удивительным автором во многом определило выбор пьесы для новой постановки.

Тонкие кружева взаимоотношений; виртуозное владение диалогом недоговорённости; персонажи, говорящие не слова, а «то, что за словами»; тоска по совершенству и музыкально настроенный актёрский ансамбль – всё, благодаря чему Антон Чехов был назван реформатором театра и драматургии, необычайно близко создателям спектакля. Постановка «Чайки» – это попытка пойти за автором, попытаться расслышать его негромкий и неравнодушный голос; попытаться понять, как он может звучать сегодня – новатор, написавший удивительно гармоничную пьесу, не вписывающуюся ни в какие драматургические правила.

В ролях: Евгений Цыганов, Галина Тюнина и другие.

 

С сайта театра

11 октября

ВИШНЕВЫЙ САД

Театр ОКОЛО

«Премьеру Юрия Погребничко пропустить – это у самого себя украсть что-то важное. Например, кусок памяти, пару часов ностальгии, катарсической грусти и нездешнего смеха. Мастера творить метафизику в ушанках где-то на перекрестке времен и действительностей, театр «Около» на этот раз все это будет проделывать при помощи Чехова, но это совсем неважно». Афиша Dayli

 

Фото ©Екатерина Цветкова

8 октября

ТРИ СЕСТРЫ

МХТ им. Чехова

Режиссёр Константин Богомолов: «Наш спектакль – это искренняя попытка сделать текст чеховской пьесы предельно живым, предельно современным, предельно естественным. Мы полгода разбирали этот текст с актерами, очень внимательно изучали его. При подобном погружении весь символизм «Трех сестер» уходит, и обнаруживается подробнейшая, тончайшая, абсолютно обоснованная психологическая структура. Именно это мне интересно в пьесе. Интересна эта реальность людей военного провинциального городка, которая связана с очень живыми конкретными, ситуативными проявлениями человеческими: любовью, эмоциями, отношениями. Я надеюсь, в нашем спектакле не будет символизма, не будет абстракции, не будет философствования. Это будет предельно конкретная, предельно бытовая, и в первую очередь бытовая в эмоциональном плане вещь о живых, обычных людях».

Фото ©Александр Иванишин

4, 30 октября

ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ

Студия театрального искусства

«Записные книжки» – это своеобразная писательская лаборатория Чехова, «сор» и черновики, из которых проступают сюжеты «Чайки», «Трех сестер», «Крыжовника», «Скрипки Ротшильда».
«Это мысли без начала и конца, они как будто растворяются в воздухе, они как будто ищут свой дом, пристанище, это мысли в поисках своего произведения. Наш спектакль – это попытка объясниться в любви тому, что для Антона Павловича было святая святых, что он никому не показывал» – Сергей Женовач.
«СТИ» — первый театр, который взялся поставить записные книжки писателя. Наброски, заметки и обрывочные фразы были сгруппированы по темам и разложены на двадцать голосов. Получился разговор о жизни, в котором участвует почти вся труппа театра.
Начинается разговор еще до первого звонка и продолжается в антракте. Поэтому не стоит удивляться, если в очереди за мороженым с вами перекинутся парой слов Коллежский асессор или Эмансипированная дама…

 

Author

Поделиться: