КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ, ИЛИ ВЕРНИСАЖ В БОЛЬШОМ МОСКОВСКОМ ЦИРКЕ

Номер «The Same». Воздушные гимнасты на ремнях Алексей Ишмаев и Павел Майер. «Ленинград Центр»

Вот уже седьмой раз в Большом московском цирке на проспекте Вернадского проходит Всемирный фестиваль циркового искусства «Идол». Этой осенью нас отправили в Третьяковскую галерею.

На экранах, расположенных по периметру зала, красовались самые известные картины русских художников. На парад-алле артисты выходили из позолоченной рамы, но этого показалось мало – часть полотен представлял балет Большого московского цирка.

Надежда Русс придумала для танцовщиков костюмы-картины: «Богатыри» Васнецова, «Демон» Врубеля, «Утро в сосновом бору» Шишкина, «Последний день Помпеи» Брюллова. Но перед дефиле зрителям дали возможность почувствовать себя хоть немного художниками: луч света, капля черной краски и вот уже из линии рождается картина, другая… И, обретая объем и цвет, превращается в очередной номер программы.

Балет Большого московского цирка

В этом году в конкурсе приняли участие артисты из 13 стран: Перу, Бразилии, Бельгии, Великобритании, США, Тайвани, Чили, Вьетнама, Монголии, Украины, Японии, Колумбии, Польши, Беларуси и России.

По традиции, три жюри – профессиональное, журналистское и зрительское – выбирали идеальный номер. В этом году, однако, такой найти не удалось. Надо признаться, все они были невероятно сильными и яркими.

Как всегда в цирке, главным является трюк – многие артисты специально готовили сложнейшие трюки в номерах, кто-то переделывал номера, были и те, кто ставил их специально к фестивалю.

И все же, если бы все участники сосредоточились только на «элементах программы», как говорят в фигурном катании, жюри и зрители едва ли были бы заворожены происходящим. Каждый номер – это маленький спектакль, в котором музыка, костюмы, свет, реквизит лишь усиливают и подчеркивают точность линий, эффект трюка.  

Жанровая палитра номеров тоже очень разнообразна: здесь и эквилибрист на моноцикле Вэсли Виллиамс (США), и соло-жонглер Дмитрий Лысенко (Украина), силовая пара из Перу, и акробатки сестры Бейсековы (Россия), и групповые жонглеры диаболо (Тайвань), и групповой каучук из Монголии, и бельгийско-британская команда гимнастов на партерной рамке, и японо-колумбийский дуэт с икарийскими играми, и воздушные гимнасты на ремнях, трапеции и волосах, и групповой воздушный полет, и дрессировщики птиц, лошадей, слонов и хищников, и, конечно, клоуны.   

Мини-шоу американского эквилибриста «Вэсли Виллиамс – колесо чудес» и, правда, демонстрирует чудеса ловкости. Долговязый, улыбчивый рыжий паренек доказал всем скептикам, что силы притяжения нет – прикручивая к своему моноколесу все большее количество «собратьев» он, наконец, забрался на высоту 8 метров и легко прокатился на этом агрегате вокруг манежа. До этого, впрочем, на одном, двух и трех колесах, он и прыгал через скакалку, и катался по узкой жердочке, и ездил задом наперед…

Эквилибрист на моноколесе «Вэсли Виллиамс – колесо чудес», США

Силовая пара из Перу «Дуэт Виталис» показала специально подготовленный трюк – один из партнеров держа другого на голове, пронес его вверх и вниз по лестницам Большого московского цирка.

Японско-колумбийский дуэт братья Мартинез – представил номер «Икарийские игры». Жанр этот известен во всем мире и любим многими. Чаще всего его делают, что называется, на земле. Два отчаянных мальчишки (старшему – 18, младшему – 12) начали, и правда, внизу, но потом на манеж вывезли «шайтан-машину», как назвал ее ведущий шоу Эдгард Запашный. Она росла медленно, а вместе с ней поднимались под купол и артисты. И вот она остановилась на высоте 10 метров. И старший, как ни в чем не бывало, продолжал подбрасывать младшего, а тот крутил сальто.

Братья Мартинез «Икарийские игры». Япония-Колумбия

Бразильский дуэт «Негритай» – воздушные гимнасты на волосах – представил мистическое зрелище, в котором маг приручал дикарку: поднимал за волосы, держа «в зубах», бросал вниз, а под финал они взмыли вверх, откуда полетели на землю алые лепестки роз… Надо сказать, что для Латинской Америки этот номер не редкость, а вот в России его пока нигде увидеть нельзя.

Один из самых эффектных и сильных номеров привезли из Петербурга. Воздушные гимнасты на ремнях Алексей Ишмаев и Павел Майер из «Ленинград Центра» разыграли целый спектакль. Случайная встреча где-то на окраине, бродяжка и респектабельный господин, ссора – и вот они взмывают в воздух. И под куполом цирка продолжают выяснять отношения – дерутся, отбивают друг у друга портфель, тянут за ноги… И вот бродяжка под куполом цирка «влезает» в костюм респектабельного господина, а после, приземлившись, забирает его портфель и уходит прочь.

Номер «The Same». Воздушные гимнасты на ремнях Алексей Ишмаев и Павел Майер. «Ленинград Центр»

Из четырех групповых номеров самый многолюдный, по традиции, был монгольский каучук. «Шторм» Центр Эрдене Нергуй сделали специально к фестивалю, он предварял выход балета в программе «А».

Юмористическое шоу показали артисты из Бельгии и Великобритании «Гимнасты на партерной рамке с подкидной доской «Too fat to flight». Они обыграли «невозможность летать». Один из акробатов никак не мог сделать трюк: плюхался с турника на мат, промахивался мимо перекладины, не вовремя прыгал на подкидную доску.

Гимнасты на партерной рамке с подкидной доской «Too fat to flight». Бельгия-Великобритания

Завораживающее представление — «Ритуальная Индия» в исполнении жонглеров в воздухе под руководством Елены Бараненко перенесло нас в загадочную страну и сделало свидетелями таинственного ритуала. Сами боги Индии взмывают над манежем, кружатся в воздухе, перекидывают волшебные предметы. То ли звезды загораются в небе, то ли мириады светлячков поднялись вверх и выстраивают причудливые фигуры.

Номер «Ритуальная Индия». Жонглеры в воздухе под руководством з.а. РФ Елены Бараненко. Россия

Групповые жонглеры «Diabolo Walker» из Тайвани тоже устроили невероятно красивый ритуал – только на земле. Крутящиеся алые огоньки дьяболо мелькали над головами жонглеров, опускались к самому манежу. Постепенно увеличивая количество предметов, жонглеры подбрасывали их все выше и ловили на одну нитку… Так что вполне могли поспорить с «Ритуальной Индией».

Впервые привезли на фестиваль номер со слонами под руководством Сергея Гулевича. Номер «Свобода лошадей» Вадима Колодочкина и Аиды Гаджимирзаевой, наверняка, напомнил постоянным зрителям о прошлогоднем фестивале. Костюмы дрессировщиков  явно отдали дань стилю стим-панк, смешанному с цыганскими мотивами. А их красавцы-ахалтекинцы кружились в вальсе, кланялись зрителям…

Дрессированные слоны. Руководитель номера Сергей Гулевич. Польша-Беларусь

Владислав Гончаров к фестивалю выпустил новый аттракцион с хищниками «Принц цирка». Восемь львов окружили его, но послушно выполняли все команды. Правда, нет-нет да прорывался грозный рык, напоминавший о том, что перед нами все-таки цари зверей.

Яркое и забавное шоу с попугаями показал Олег Хотим. Они катались с горки, рассекали на велосипеде и скейте, перекатывались с боку на бок. А в финале – отправились в полет по залу. 

Дрессированные попугаи под руководством Олега Хотима. Россия

Ну и, как говорится, весь вечер на манеже – клоуны. В этот раз зрители увидели забавные интермедии двух латиноамериканцев – чилийца Туга и перуанца Цезаря.

Но представление не было бы полным без выступления Балета Большого московского цирка под руководством Ольги Полтарак. Он ставил нужные акценты в вернисаже. Новое прочтение знаковых картин разных направлений живописи: «Черного квадрата» Казимира Малевича, «Девочки с персиками» Валентина Серова и «Шторма на море» Ивана Айвазовского меняло ракурс восприятия представленной картины, очередного номера и задавало тон шоу.

«Черный квадрат» Казимира Малевича. Новое прочтение. Балет Большого московского цирка п/р Ольги Полтарак

Гала-шоу фестиваля, где  можно было увидеть номера-победители конкурса, шло до 22 сентября. Фестиваль простился с нами, чтобы вернуться через год и удивить новыми сюжетами, яркими номерами и неожиданными трюками.   

Фотографии Александры Дубровской

%d такие блоггеры, как: