ПОРА ВИДЕТЬ МОСКВУ

Саша Кравченко

Предоставлено пресс-службой

В Москве появился новый спектакль-променад с необычной приставкой «Синема». Invisible Moscow не просто ведёт по городу. Создатели проекта – автор Алиса Булатова, креативный продюсер Катрин Решетникова и режиссер Егор Матвеев – предлагают зрителям собственными глазами снимать фильм, в основу которого ляжет история девушки Саши, журналистки, опаздывающей на самолёт.

Invisible Moscow смело позиционирует себя уникальным приключением, и это оправданно. Спектакли-променады – не новинка в Москве, многие знают один из самых популярных, Remote Moscow, который успешно шёл почти пять сезонов. Формат понятен: прогулка по Москве, голос в наушниках ведет зрителей по неведомым закоулкам, предлагает темы для размышлений.

Предоставлено пресс-службой

Remote Moscow изучал реальность – какое место занимает в ней человек, насколько он контролируем, запрограммирован – похожими вопросами задавались некогда Вачовски. Invisible Moscow работает с живым человеком и его личной историей. Это сюжетный насыщенный проект, витиевато бредущий по городу от ГУМа до Котельнической высотки. Героиня – живой человек, актриса, а слышит зритель лишь ее мысли и – изредка – комментарии «закадрового голоса», как и положено хорошей истории, в которой всегда есть место рассказчику. Это очередное напоминание об ирреальности происходящего лишь дополняет картину, структурирует ее, позволяет отвлечься от истории героини, уйти в себя, уделить себе время.

Зрителю рассказана история сомнений: девушка, уже несколько лет не живущая в России, ходит по родному городу и ностальгирует. Во двориках Хохловки, на Хитровской площади, удивляется Зарядью, мечтает о космосе в строительном переходе рядом с гостиницей Москва, ныне снесенной. Псевдоэкскурсионный тон миксуется с очень личными воспоминаниями, чуть забавными рассуждениями и выводами, романтизирующими реальность. Поначалу история кажется сладкой, словно бы смотришь банальный ромком: девушка рассуждает чувственно, откликается на любое событие и погружается в проникновенно-пафосные размышления. Но это все – словно холодная вода у морского побережья, нужно чуть потерпеть, и привыкнешь, расслабишься, отпустишь себя и позволишь волнам, плавно баюкающим, нести, вести тебя все дальше и дальше. Не нужно анализировать, не нужно рассуждать: нужно слушать и всматриваться, подмечать, видеть.

По замыслу создателей спектакля зритель – кинокамера, его глаза – объективы, и он, бредя за историей по городу, снимает собственное Кино. Создателями путь просчитан до мелочей – словно по таймеру будут вырастать панорамы набережной, которых ты не замечал раньше; как по волшебству увидишь в стеклянном стильном куполе Зарядья – словно бы через водную рябь – купол церковный, его нечеткое отражение. История, древние ее события, не раз будут проникать в ходе спектакля в современность. Например, вокруг фонтана на Хитровке все зрители станут  участниками советской агитки о гимнастике.

Героиня Саша бродит и думает, вспоминает, угадывает в Москве другие города, воспроизводит сцены из детства, предлагает заняться спортом, поиграть, станцевать, помолчать… Предлагает – пусть и не на прямую, ведь зрителей для неё не существует – задуматься о том, доволен ли ты своей жизнью. Ведь, кажется, пришло время что-то менять.

И она меняет: ни один из друзей не откликнулся на звонок, до самолета есть несколько часов, и решение отдать их Москве не отпустит ее больше. Саша решает не лететь: то ли два часа бодрого шага по знакомым местам напомнили ей о всём том дорогом, что было, то ли несколько бесконечных минут на мосту у Высотки помогли выдохнуть. Замереть. Подумать. Взвесить все за и против. Вместе с девушкой зрители стоят над несветлой водой, в своей  ряби отражающей блеск закатного неба. Впереди – воздух, низкие домики, река с пароходами и мостами. Буквально две минуты тишины, и все замирает вокруг. Останавливается не жизнь –вселенная затихает, и даже не хочется дышать.

Окончится все на ступеньках «Иллюзиона», и даже не заметишь, что время прошло – 120 минут пролетели, а ты словно годы пережил, постоянно кочуя то из сталинских времён в оттепель, то из будущего с полетами в космос – в настоящее. Точно подобранная музыка-сопровождение и объемный звук отключают тебя от внешнего мира,   оставляя лишь его картинку. Ты можешь смотреть на Москву сам: выстраивать кадр, обращая внимание на вещи, которые сам выберешь важными. Можешь послушно поворачивать голову вслед за мыслями героини, ее скользящим взглядом: это надежный путь, ведь и Саша снимает кино вместе с тобой.  Можешь и вовсе закрыть глаза и идти, держась за кого-нибудь – тогда видеть будет твоё воображение, а голоса подскажут, что рисовать: толпу людей, бьющие Куранты, кадры из «Брата 2», шумное шоссе. Invisible Moscow – невидимая Москва, ускользающая. Москва, какой увидишь ее только ты.

Author

Поделиться: