ТЕАТР ИМЕНИ ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА В СМЕНЕ РЕЖИССЕРСКИХ ПАРАДИГМ. ЧАСТЬ 3

Анастасия Казьмина

Мы запускаем «театральный сериал» – каждый месяц новая история. Первая посвящена Анатолию Васильевичу Эфросу, его приходу в Театр имени Ленинского комсомола и тому, что предшествовало.  Две серии в неделю, «не переключайтесь».
Автор – Анастасия Казьмина, выпускница театроведческого факультета ГИТИСа.

Сергей Штейн и актеры театра. Фото из архива театра. Предоставлено пресс-службой

СЕРГЕЙ МАЙОРОВ И СЕРГЕЙ ШТЕЙН

Сталин умер. В стране наступали новые времена, появилось ощущение нахлынувшей свободы. Молодые режиссёры работали с новыми талантливыми драматургами. Театр им. Ленинского Комсомола тоже отреагировал на перемены постановкой режиссера В. Эуфера (1) «Фабричной девчонки» А. Володина (1957), но даже явление такой замечательной новой пьесы в репертуаре не изменило общую картину. В театре им. Ленинского Комсомола оттепель будто не замечали и жили по-старому, потому что во главе коллектива не было художественного лидера, способного обновить творческий облик коллектива.

В 1957 году главным режиссёром назначили С. Майорова(2). Информации о его постановках и о нем самом немного. Но о ситуации, возникшей с его появлением, свидетельствует одновременный уход из театра С. Бирман и С. Гиацинтовой, вернувшейся лишь в 1961 году. Затем в 1960 году главным режиссёром назначили актёра театра им. Маяковского Б. Толмазова(3), который прежде был известен как актёр Театра Революции, а в Театре им. Ленинского Комсомола поставил «Цветы живые» Н. Погодина (1960). Руководители театра искренне пытались в своих репертуарных решениях соответствовать политическим событиям и выдерживать линию партии, но при этом большое внимание уделяли комедиям и музыкально-развлекательным спектаклям – «Чудесная встреча» (музыкальная сказка, 1953, постановка А. Муратова), «Друзья-сочинители» (водевиль, 1954, постановка С. Штейна), «Товарищи романтики» (лирическая комедия, 1958, постановка С. Майорова), О. Ремез вместе с художником И. Сумбаташвили поставили комедию «Гамлет из квартиры №13» (1960) на музыку молодого композитора Э. Артемьева.

Леонид Каневский, Аркадий Вовси, Владимир Корецкий, Сергей Штейн и Михаил Державин. Из архива театра. Предоставлено пресс-службой

Постепенно вместе с качеством спектаклей портилась атмосфера в театре, менялся и состав зрителей, приходивших на примитивные комедии. Но несмотря на всё это театр медленно, как бы исподволь, готовился к взлёту, к новой странице в своей истории: в 1958 году директором назначили энергичного и деятельного А. Колеватова, в 1960 году в литературную часть пришла Н. Скегина и пригласила драматурга Э. Радзинского с пьесой «Вам 22, старики!»(4), сразу поставленной С. Штейном, а труппу театра уже пополнили молодые артисты Л. Каневский(1960), А. Збруев(1961), В. Корецкий(1961), О. Яковлева(1962).

Так случилось, что к 1963 году некогда хорошая труппа И. Берсенева оказалась на периферии театральной жизни Москвы. Словно в изоляции, вне контекста и атмосферы эпохи одна за другой там выходили премьеры. Были свои успехи и провалы, но все это никак не соотносилось с театральным взлётом в начале 60-х годов. Театр им. Ленинского Комсомола словно пропустил оттепель, не разделил со страной недолгого ощущения свободы, проигнорировал идущие вокруг поиски современного и интересного искусства.

В 1956 году в Москве прошла потрясшая воображение советской творческой интеллигенции неделя итальянского неореалистического кино. Во главе студии «Современник» встал двадцатидевятилетний О. Ефремов. Мечтающий о реинкарнации МХАТа, он выпустил с начинающими артистами «Вечно живых» В. Розова. В ЦДТ А. Эфрос готовил выпуск другой розовской пьесы «В поисках радости», которая через год станет важнейшим не только для ЦДТ театральным событием, а затем будет воплощена в знаменитый фильм «Шумный день» (1960). С программой обновления театра в БДТ пришёл Г. Товстоногов и сразу устроил там художественную революцию. А в тот же самый год в театре им. Ленинского Комсомола С. Штейн поставил инсценировку романа О. де Бальзака «Утраченные иллюзии» – неприметный, проходной спектакль.

Сцена из спектакля «Гамлет из квартиры №13», реж. Оскар Ремез, 1960. На фото Алексей — Михаил Державин, Мария — Маргарита Струнова, Домуправ — Ирина Мурзаева. Из архива театра. Предоставлено пресс-службой

В 1961 году в спектакле Г. Товстоногова «Моя старшая сестра» по пьесе А. Володина главную роль сыграла Т. Доронина, в «Современнике» один за одним выходили постановки, где была задействована вся молодая труппа. А в театре им. Ленинского Комсомола по-прежнему шли непритязательные комедии вроде «Чемодана с наклейками» или «Наташкина моста» Э. Брагинского. В спектаклях явно не хватало  ролей для талантливых молодых, и будущие ведущие артисты театра начали сниматься в кино – в 1962 году на экраны вышел фильм «Мой младший брат» А. Зархи, где главную роль сыграл А. Збруев, в том же году А. Тарковский снял «Иваново детство», и на советских экранах впервые появилась красавица В. Малявина.

Здесь важно сказать о С. Штейне, который был постановщиком не только «Утраченных иллюзий», но и пресловутого «Чемодана с наклейками». Он учился на режиссёрском факультете ГИТИСа на курсе И. Берсенева, но после смерти учителя его спектакли в театре им. Ленинского Комсомола почти ничем не выделялись из массы прочих, странных и незначительных постановок. Не осталось внятных свидетельств о внутренних взаимоотношениях в театре, не ясно, чем был обусловлен выбор посредственной драматургии Штейном, и почему на пост художественного руководителя присылали со стороны то Майорова, то Толмазова, тогда как в театре работал талантливый режиссёр, ученик И. Берсенева. Судя по воспоминаниям коллег, С. Штейн, действительно, во многом следовал берсеневскому способу работы, очень внимательно и преданно поддерживал в театре заложенные учителем традиции, следил за художественным состоянием спектаклей. К тому же, пожалуй, Штейн был единственным в театре им Ленинского Комсомола 50-х годов, кто понимал, что же такое современная молодёжь.

С 1936 года он возглавлял театральную студию ДК ЗИЛа, которая потом стала Народным театром. Вероятно, безнадежная атмосфера в театре им. Ленинского Комсомола угнетала С. Штейна, поэтому он сам больше внимания уделял своим студийцам. Но именно Штейн уже на излёте оттепели, незадолго до драматичной встречи Хрущёва с художниками в «Манеже» поставил в театре им. Ленинского Комсомола спектакль с абсолютно оттепельным названием «Вам 22, старики!» (1960). И пусть он не стал особым событием даже в стенах самого театра, но важно, что драматург Э. Радзинский дебютировал на этой сцене. А вот следующий спектакль С. Штейна привлек внимание и современников, и критиков, и нового главного режиссера – А. Эфроса.

Повесть Б. Балтера «До свидания, мальчики!», опубликованная в журнале «Юность» 1962 года, рассказывала о трёх друзьях, которые прямо перед войной окончили школу и только-только начинали чувствовать себя взрослыми, переосмысливали свои привязанности к девочкам, с удивлением пытались постичь противоречия реальной жизни. Повесть сразу стала одной из самых читаемых в стране. Жаркая и изнурительная красота черноморского побережья, выпускные экзамены, первая любовь и первая близость юных хороших людей – вся эта солнечная реальность скоро будет прервана войной. Герои повести Балтера, разумеется, своего будущего знать не могли, но каждый читатель точно понимал, что их ждёт. В 1964 Б. Балтер вместе с артистом В. Токаревым написали одноимённую пьесу, по которой М. Калик снял прекрасный фильм. Эту же пьесу С. Штейн поставил в 1964 году в театре им. Ленинского Комсомола, причем премьера состоялась уже при новом главном режиссере.

Сцена из спектакля «До свидания. мальчики!», 1963, реж. Сергей Штейн. На фото Леонида Харитонов (Саша Кригер), Александр Покровский (Виктор Аникин), Александр Збруев (Володя Белов), Владимир Соловьев (Военком). Из архива театра. Предоставлено пресс-службой

За год до того Штейн поставил текст Балтера со своими студийцами в Народном театре. В автобиографии он вспоминал: «Повесть Бориса Балтера «До свидания, мальчики!» явилась для нас материалом для создания нового спектакля. Тема произведения Балтера глубокая, волнующая, патриотическая. Она была очень близка индивидуальности нашего театра, потому что, несмотря на то, что мы стали театром и как бы фактически повзрослели, наша тема, тема молодого человека осталась в творческом почерке коллектива» (5). Однако, студийная постановка осталась незамеченной, а спектакль «До свидания, мальчики!» внезапно оказался ярким прологом к одному из самых важных периодов в жизни театра им. Ленинского Комсомола. Он словно расчищал путь для ленкомовской эпохи Анатолия Эфроса.

А. Свободин в своей рецензии на спектакль С. Штейна под названием «Здравствуйте, мальчики!» рассказывал, что в конце 50-х – начале 60-х годов молодые артисты театра им. Ленинского Комсомола (и прежде всего А. Ширвиндт), явно компенсируя профессиональную невостребованность, все время устраивали капустники. Высмеивали они псевдомолодёжные постановки про несгибаемых отличников и спортсменов, про положительных героев, устремленных к коммунистическому будущему; шутили над собственными штампами и провалами. Молодой смех, вероятно, как-то поддерживал остатки теплившейся творческой жизни в этом театре, вот она внезапно и вырвалась наружу в спектакле «До свидания, мальчики!».

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Владимир Александрович Эуфер (1919-2004) – режиссёр, профессор Театрального училища им. Щукина.

(2) Сергей Арсеньевич Майоров (1903-1973) – с 1939 по 1943 год – главный режиссёр Театра революции, позже возглавлял Московский драматический театр и Московский театр им. Н. В. Гоголя.

(3) Борис Никитич Толмазов (1912-1985) – до 1960 года артист Театра Революции, с 1971 по 1978 год возглавлял МДТ им. А. С. Пушкина, с 1979 г – артист Малого театра.

(4) Тима Кубасова в спектакле «Вам 22, старики» сыграл молодой артист Владимир Корецкий, он же получил роль Евдокимова в постановке Анатолия Эфроса по пьесе Эварда Радзинского «104 страницы про любовь» в 1964 году.

ЛИТЕРАТУРА

(5) Свободин А. Здравствуйте, мальчики!//Ваш С. Штейн. Спектакль длиною в жизнь. Авт.-сост. М. Руцкая. – М.: Изл-во Гл. арх. упр. г. Москвы, 2012. С. 267.

Author

Поделиться: