ПЕРФОРМАТИВНАЯ ДИЛОГИЯ «HR:…» НА ВЫСТАВКЕ О РАЙОНАХ МОСКВЫ

Саша Кравченко

Предоставлено пресс-службой

С 7 июня по 25 августа в Музее Москвы проходит выставка РайON.0 — проект 20-35-летних художников, ставший их рефлексией на постсоветское детство и на жизнь в меняющемся мегаполисе, а точнее — в его спальных районах. В рамках выставки будет показана экспериментальная иммерсивная дилогия спектаклей: «HR:Гражданин» и «HR:художник» — истории реальных людей, сотканные в единое полотно почти реальных обстоятельств.

Пространство выставки расположилось в здании бывших складов у Крымского моста — в Музей Москвы под руководством Алины Сапрыкиной. Два больших зала, разделенные рядом колонн — два мира. Первый — исторический, документальный, второй — художественный, созданный.

В первом преобладают вещи: фотографии, игрушки, одежда и обувь, техника. Все это при желании можно отыскать на антресолях у каждого из нас: джинсы, кеды, фотокарточки, карандаши и игрушки, при виде которых хочется крикнуть: «О, у меня в детстве такое же было!».

Во втором зале собраны атрибуты времени, прошедшие через искажения и преломления в памяти, в чувственных исканиях авторов выставки. Сломанный лифт с сотней неработающих кнопок, врытые в землю гипсовые кирпичи-многоэтажки, оползающие с полотна на головы героев советских мультфильмов краски — это лишь некоторые из них.

Куратор выставки и создатель перформативной части, режиссер Егор Матвеев, описывает суть проекта РайON.0 желанием авторов разделить свои мысли и ощущения со зрителями. Момент художественного поиска, визуализация рефлексии должны соотнести смотрящего человека с самим собой. Это приглашение вспомнить, подумать, поразбираться в себе и в своем прошлом, в чем-то забытом и в то же время очень знакомом.

Ровно по этому же принципу работают спектакли режиссера. Зрители «HR:Гражданин» получают возможность узнать в героях 24-х историй себя или своих знакомых и пройти с ними краткий жизненный цикл жителя спального района, а в «HR:Художник» можно напрямую встретиться с создателями выставки — именно их играют актеры.

«Видя рефлексию художников, мы в действительности получаем отражения нас самих. А, ведь у нас тоже сломаны лифты! В моем районе тоже все дома на одно лицо! Хорошо это или плохо? Что-то такое.

Дилогия… Ну, здесь все понятно: HR — human resources. Не «отдел кадров», а именно «человеческие ресурсы», «человеческий капитал» . Для меня оба спектакля уникальны: такой логистики, такого формата вы, пожалуй, нигде сейчас не увидите.

 «Гражданин» – как сериал HBO. 24 пересекающихся сюжетных линии. Крохотная модель общества в супер-коротком формате, проходящая через всю жизнь: из школы на кладбище, через ЖЭКи, Сбербанки, общественный транспорт и ругань на лестничных клетках. Истории героев сливаются к финалу: от 24-х к 12-ти, к 8-и, к трем, в одну. А затем — снова 24: все как в жизни. Приходим сюда одни, сталкиваемся, встречаемся, сцепляемся, чтобы в конце снова остаться одним и уйти.

 Оба спектакля я ставил с ребятами из Gogol School. «Гражданин» родился из вербатимов жителей спальных районов, а «Художник» вышел из тесного общения актеров с авторами выставки. Это уже не копирование. Ребята стали этими художниками: следили за созданием экспонатов, общались, учились, сами придумывали артобъекты. По сути, во время «Художника» у зрителей есть шанс познакомиться с авторами пространства, в котором они сейчас находятся.

 «Гражданин», при всей своей экспериментальности и сложной логистике, — это более массовый, понятный спектакль. «Художник» — он о высказывании, его нужно разгадывать, через него нужно пробираться до своего, сокровенного», – рассказал журналу «Театрон» куратор выставки РайON.0, режиссер дилогии «HR:…» Егор Матвеев.

Помимо перформативной дилогии в рамках выставки будут показаны пластический спектакль Игоря Шаройко «Бесконечная», музыкальный эксперимент ЦДР «Геометрия звука» и музыкальный перформанс «Замыслы на районе» от команды журнала «Замыслы».

Author

Поделиться: