ЦЕНТР ВОЗНЕСЕНСКОГО ПРЕДСТАВИТ ОПЕРУ-ИНСТАЛЛЯЦИЮ «НЕКИЙЯ» В ДВУХ ФОРМАТАХ

Анастасия Павлова

С 13 марта по 12 мая в Центре Вознесенского пройдет показ оперы-инсталляции Дмитрия Курляндского «Некийя», которую исполнят артисты Электротеатра Станиславский.

Проект реализуется в двух версиях – онлайн и офлайн. Такой актуальный и высокотехнологичный формат презентации музыкального произведения будет представлен в России впервые. В Центре Вознесенского офлайн-версия проекта будет реализована в формате оперы-инсталляции. В одном из залов Центра опера будет транслироваться в режиме нон-стоп; синхронно с 4-канальным звуком на шести экранах будет передаваться видео Елены Немковой. Продолжительность полного цикла оперы-инсталляции – час. Однако, время пребывания внутри инсталляции не ограничено — посетители могут пробыть там от нескольких минут до нескольких часов, прослушав и посмотрев оперу один или несколько раз. «НЕКИЙА» включает в себя элементы иммерсивности: каждый зритель-слушатель, находящийся в зале, где исполняется опера, как бы примеряет на себя роль главного героя оперы, Одиссея. Как и Одиссей, спустившийся в Аид, зритель, находясь в центре инсталляции, выслушивает монологи четырех мифологических героинь – умерших Алкесты, Эпикасты (Иокасты), Александры (Кассандры) и Эвридики.

«Музыка задушевного шепота, задыхающихся звуков, шипов, всхлипов, стонов и четверного пианиссимо, из которых появляются бессвязные слова, предложения и осторожные звуки, заполняет всю длительность часа. Экзистенциальный минимализм этой партитуры дышит сопротивлением». Гизелa Наук, Deutschlandfunk Kultur.

В «НЕКИЙИ», как и в других своих партитурах для музыкального театра – «Носферату», 2011, «Астероид 62», 2012, «Сверлийцы. Увертюра. Начало», 2012/15, «Октавия. Трепанация», 2017, «Парасомнии», 2018, – Курляндский последовательно переворачивает привычные представления о жанре, вплотную приближая его к новым, неведомым художественным рубежам. Сверхсюжет каждой из них — саморефлексия жанра, попытка переизобрести оперу заново, пересмотреть созидавшиеся веками каноны и правила игры». Дмитрий Ренанский.

Видео Елены Немковой представляет собой цветовую абстракцию, которая напоминает вспышки и светящиеся изображения, возникающие перед глазами при плотно закрытых веках (фотопсия). Такие оптические иллюзии различной формы и периодичности относятся к разряду энтопических – то есть порождаемых самим глазом – явлений.

Художник так определяет формат своих поисков: «Внутренний слой роговицы глаза служит для создания движущихся изображений на сетчатке, почти так же, как и пленка в камере. Свет, влияющий на роговицу, вызывает каскад химических и электрических реакций, которые, в конечном счете, дают старт нервным импульсам. Эти импульсы направляются в различные зрительные центры мозга через зрительный нерв. Красочные переливающиеся иллюзии этих «поэм сетчатки» – это потоки бессознательного, принудительное погружение в элизиум, меланхолия мозга; хотяи они вызваны вполне механическими причинами».

Тексты монологов персонажей оперы написаны греческим поэтом Димитрисом Яламасом, который не первый раз работает с Дмитрием Курляндским. «В поэзии Яламаса властвует горькая ирония, свойственная родоначальникам романтизма – Новалису и Гельдерлину, и поэтам-авангардистам ХХ века. Следуя этой традиции, он перерабатывает свой личный опыт в духе «видения»: повествователь спускается в Аид и там собеседует с мертвыми. В стихах поэта налицо противопоставление чувственного и умопостигаемого, человеческого тела и кровоточащей памяти. Такое противопоставление порой порождает речевой вакуум, афазию, как в Лакримозе». Проф. Фессалоникского университета Фр. Амбатзопулу.

Одновременно с показом «Некийи» в Центре Вознесенского, с 15 марта опера будет представлена в онлайн-формате на сайте лейбла Fancymusic, и на основных музыкальных онлайн-платформах – iTunes, Google play, YouTube, Яндекс Музыка и др. Онлайн-формат предполагает возможность прослушивания как отдельных монологов героев оперы, так и любых их сочетаний. Это возможно благодаря параллельному запуску треков на нескольких устройствах или в отдельных окнах, так что слушатель может самостоятельно формировать дуэты или трио в любой комбинации. Также можно прослушать все четыре монолога, сведенные в квартет, в отдельном файле.

Дмитрий Курляндский– один из самых известных современных композиторов, член Союза композиторов России, лауреат многочисленных международных конкурсов, а также Премии «Парабола» Независимого благотворительного Фонда им. Андрея Вознесенского. Его произведения звучат на международных фестивалях и концертах, транслируются по радио во всем мире. С 2013 года Дмитрий Курляндский – музыкальный руководитель Электротеатра Станиславский. В 2014 году опера Курляндского «Носферату» в постановке Теодороса Терзопулоса была номинирована на Национальную театральную премию «Золотая Маска».

Центр Вознесенского– динамичная арт-площадка, рассказывающая об истории современной российской культуры актуальным языком. Посвященный одному из главных поэтов Оттепели, Центр связывает шестидесятые и сегодняшний день, объединяя современных художников и знаковые имена российской культуры, литературу XX века и актуальные тексты, редкие архивные материалы и интерактивные выставки-инсталляции.

«Погружение» – большой мультимедийный проект Центра Вознесенского, рассказывающий об Андрее Вознесенском и его эпохе, представлен в залах Центра до 30 апреля: его можно посетить одновременно с «НЕКИЕЙ». «Погружение» – это стихи Вознесенского в исполнении лучших современных актеров, знаменитые современники и друзья поэта, редкие архивные съемки, интерактивные инсталляции, в которых можно почувствовать себя зрителем на поэтическом концерте или самому выступить чтецом. В специальном кинозале на выставке идет трансляция четырехсерийного фильма «Андрей и Зоя», рассказывающего об Оттепели, поэтах-шестидесятниках, Высоцком, тайнах Лили Брик и о необычных отношениях Андрея Вознесенского и Зои Богуславской, музы и жены поэта. Выставка открыта в Центре Вознесенского параллельно с проектом «НЕКИЙА» и работает по средам, субботам и воскресеньям с 12:00 до 20:00, студентам творческих вузов предоставляется скидка.

Премия «Парабола» учреждена Независимым благотворительным Фондом им. Андрея Вознесенского к 80-летию поэта. «Параболу» вручают авторам книг, спектаклей и кинофильмов, посвященных поэту или связанных с ним, а также выдающимся начинающим и состоявшимся авторам за вклад в развитие культуры и искусства.

Author

Поделиться: