ВЫСТАВКА, ПОСВЯЩЕННАЯ 200-ЛЕТИЮ МАРИУСА ПЕТИПА, ОТКРОЕТСЯ В ПЕТЕРБУРГСКОМ ТЕАТРАЛЬНОМ МУЗЕЕ

Анастасия Павлова

На фото — эскиз сценографии А.А.Роллера к балету «Дочь фараона». «Дочь фараона» — балет в трёх действиях, в девяти картинах с прологом и эпилогом Цезаря Пуни. Либретто Мариуса Петипа и Жюля Анри Сен-Жоржа по роману Теофиля Готье «Роман о мумии». Премьера состоялась 18 января 1862 г. Сценография – А. А. Роллер.

2 ноября в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства  откроется международная выставка «ПЕТИПА. ТАНЦЕМАНИЯ», посвященная 200-летию Мариуса Петипа.

  На ней будут представлены не только экспонаты, хранязиеся в фондах музея, но и оригинальные костюмы, которые привезли из Франции и Швеции: пачка Ноэллы Понтуа для партии Авроры, костюм Сирила Атанасова для партии Принца Дезире и комплект костюмов по эскизам Льва Бакста к балету «Спящая принцесса», который Николай Сергеев поставил для антрепризы Сергея Дягилева «Русский балет» (1921).

В основе экспозиции — эскизы костюмов и декораций к постановкам Петипа, обширная коллекция снимков фотоателье Императорских театров, подлинные сценические костюмы легендарных премьер: «Баядерки» (1877), «Спящей красавицы» (1890), «Пробуждения Флоры» (1894), «Лебединого озера» (1895). Также будут представлены мемориальные предметы, связанные с личностью Петипа, афиши и программки первых представлений его балетов.

В нескольких залах выставки будут размещены материалы, связанные с шедеврами Петипа: его первым крупным успехом — спектаклем «Дочь фараона», балетами «Спящая красавица» и «Баядерка», последним значимым сочинением «Раймонда». Впервые публике представят костюмы выдающихся танцовщиков, исполнявших в балетах Петипа ведущие партии: Матильды Кшесинской, Павла Гердта, Энрико Чекетти, а также артистов XX века Ирины Колпаковой, Константина Сергеева, Габриэлы Комлевой, Рудольфа Нуреева, Николая Цискаридзе. В каждом зале будут демонстрироваться фрагменты спектаклей разных лет, возобновления балетов Петипа хореографами XX века по сохранившимся нотациям режиссера Николая Сергеева, работавшего вместе с хореографом в Мариинском театре.

Особый раздел выставки будет посвящен ныне забытым, а в свое время весьма популярным спектаклям Петипа, чья хореография полностью утеряна, но сохранились эскизы, афиши, немногочисленные фотографии и оригинальные театральные костюмы из гардероба Императорских театров.

Собирая выставку, работники музея не ставили перед собой задачу развенчать миф о хореографии Петипа, они попытались выстроить диалог между временем и работами Мастера — и его учениками и последователями. Благодаря этому экспозиция вышла за пределы залов музея и расположилась во всем пространстве здания на площади Островского. Посетители буквально окажутся внутри танцемании имени Мариуса Петипа.

Author

Поделиться: