МХТ ОТМЕТИЛ 120-ЛЕТИЕ СО ДНЯ ОСНОВАНИЯ

Анастасия Павлова

26 октября, в день основания МХТ имени Чехова, труппа театра, по традиции, собралась в Портретном фойе театра. Обычно в этот день вручают внутритеатральную премию «Чайка» тем, кто проработал в театре больше 15 лет. Но этот год особый — юбилей МХТ, 120 лет. К этому дню приурочили открытие бюста Олегу Павловичу Табакову, а также подготовили три выставки, связанные с юбилейными датами: 120-летием театра, 95-летием Музея МХАТ и 75-летием Школы-студии МХАТ.

  На церемонии открытия бюста присутствовали министр культуры РФ Владимир Мединский, министр культуры Москвы Александр Кибовский, художественный рукводитель МХТ им. А. Чехова Сергей Женовач, художественный руководитель театра Табакова Владимир Машков, вдова Олега Павловича Марина Зудина, сын Павел Табаков, а также ученики и коллеги Табакова.

  Сергей Женовач. Добрый день я всех поздравляю с большим событием, со 120-летием Московского художественного театра. Отмечать его мы будем открытием памятника Олегу Павловичу Табакову.

  Владимир Машков. С каждым днем у меня все устойчивее ощущение, что он становится все весомее в моей жизни и жизни его учеников. Как он любил говорить внятнЕе, понятнее и необходимее. Его атом солнца, атом таланта, хулиганства, игры заряжает нас до сих пор. Его атомной батареи хватит не на одно поколение его учеников. Мы надеемся, что рядом с нашим театром на Сухаревской, театром, о котором он мечтал, который создал, нам удастся поставить скульптурную композицию.

  Марина Зудина. Я не собиралась говорить. Я пока не воспринимаю Олега Павловчиа ни в бронзе, ни как-либо еще, он живой пока дух его здесь. Еще года не прошло. Сегодня 120 лет МХТ, и мне кажется очень правильным, что мы открываем бюст сегодня. Он закончил Школу-студию МХАТ, преподавал в ней, был ее ректором, потом стал руководителем этого театра. Он бы в этот день говорил именно о театре. Давайте говорить о нем так, будто он еще жив, с нами и говорить о нем в связи с театром. И еще хочу сказать по поводу идеи бюста. В свое время, когда Олег Павлович пришел сюда, ему показалось нужным и важным, чтобы актеры и студенты, входя в театр видели тех, кто основал и делал этот театр. Меняется ритм, пространство, масштаб многого, но когда люди входят в этот театр, они видят эти бюсты и как бы внутренне понимают, к чему они имеют отношение. Когда Олег Павлович ушел, его помощница, директор театра и группа тех людей, которые его любили, решили заказать бюст тому же скульптору — Салавату Щербакову. Поэтому, наверно, правильно, что сегодня в 120 лет МХТ открывается бюст Олегу Павловичу, он заслужил это и пусть так будет.

  Владимир Мединский. Я думаю, что Олег Павлович смотрит на нас оттуда, ехидно улыбаясь: «Наконец-то я забронзовел по-настоящему». Я поздравляю со 120-летием и от души желаю, чтобы то, каким придумали театр К.С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко, каким его делали Олег Николаевич и Олег Павлович, продолжалось как можно дольше.

  Ирина Мирошниченко. Мне показалось уместным в этот день прочитать отрывок из книги Олега Павловича «Моя настоящая жизнь».

  «Слагаемые театрального успеха непросты и непривычны для людей, не связанных с театром. И всё же я попытаюсь объяснить, что же такое есть успех или успешность театрального события в моём понимании. Успех — это последовательность усилий театра, или режиссёра, или актёра в реализации задач, которые они ставят перед собой сами. На словах все вроде бы довольно просто, но на практике эта последовательность реализации оказывается чрезвычайно сложной. Ей мешает буквально всё: и тяготы семейной жизни, и перипетии общественной, и какие-нибудь материальные неурядицы, и, наконец, напряжённость «межличностных отношений» участников данного спектакля. Но всё это, по заветам отцов-основателей, должно и может преодолеваться нами ради конечного результата. В спектакле «Достигаев и другие» поп Павлин, пародируя «Марсельезу», произносит на церковный манер: «Отряхнем его прах с наших ног». Наверное, поэтому перед входом в Храм-Театр мы снимаем наши сапоги и надеваем сменную обувь. Переступая порог театра, мы обязаны отрешиться от забот текущего дня, потому что наша работа не терпит суеты. Успех — это ещё и полный контакт с залом, партнёрами, радость взаимопонимания. Максимальная выдача того багажа, что накопился у тебя за душой на сегодняшний день. Излучение той энергии, которой актёр держит зал. Для меня в понятие «успех» также входит и понятие востребованности зрителем того или иного театрального «продукта». Под продуктом я подразумеваю спектакли данного театра. Да простит Господь мой прозаизм, но успех это и цена товара. Ни для кого не секрет, что билеты в один театр стоят 50 рублей, а в другой — 500 рублей, хотя это вовсе не является гарантией того, что за максимальную цену вы получите исключительное, ни с чем не сравнимое зрелище. Но это есть безусловный показатель спроса: билеты по 500 рублей почему-то оказываются востребованными куда как интенсивнее, нежели билеты по 50 рублей. И с этим фактом не приходится спорить. И ещё одно слагаемое успеха. В русском театре-доме, театре-семье по-прежнему остаются привлекательными или перспективность молодого дарования, или известность и знаменитость состоявшегося мастера. В России, как и во всём мире, с любовью и нежностью идут на актёра. Реальность успеха у зрителя чрезвычайно важна для артиста, потому что это безошибочный показатель его нынешней профессиональной формы, дающий возможность определить силу создающегося вокруг него «магнитного поля», притягивающего внимание зала к сцене. Но важно и качество успеха. Оно во многом зависит от вкуса самого актёра, от той требовательности, с которой он способен подходить к своему созданию; одновременно с этим — от задач, поставленных режиссёром и — что невероятно важно — литературным текстом. Насколько глубоко познание, как играть именно этого автора, настолько серьёзным и профессиональным будет результат. Если же актёр просто «гуляет по прилавку», демонстрируя набор своих талантов или уже отработанных возможностей, то в этом случае вполне применим термин так называемого «дешёвого» успеха. … вполне возможно, что всё зависит от количества штампов, имеющихся в арсенале актера. Кто-то из рассказчиков вспоминает, как Михаил Михайлович Тарханов, полемизируя с кем-то из молодых коллег, отвечал: «Да, штамп. Но только у тебя их двадцать пять, а у меня — шестьсот двадцать пять и все — мои». Даже если на каждую роль применять по пять штампов, это какая же череда ролей должна «выстроиться в затылок» при таком багаже?! Короче, дело немало зависит и от того, кто и как».

По окончании церемонии открытия прошло вручение «Чаек» актерам и службам МХТ, педагогам Школы-студии, и работникам музея.

  Сегодня обладателями награды стали артисты Алексей Агапов, Анатолий Белый, Наталья Кочетова, Дарья Мороз, Михаил Пореченков, Анастасия Скорик, Константин Хабенский (15 лет работы в театре), Игорь Золотовицкий (35 лет работы в театре), Виктор Кулюхин (40 лет), Андрей Давыдов (45 лет творческой деятельности); помощник режиссёра Наталия Кольцова (35 лет работы); работники и руководство художественно-постановочной части Олег Дергачёв, Сергей Елисеенков, Александр Крылов, Наталья Крылова, Алексей Лучин, Мария Панкратова, Ольга Парменова (15 лет работы в театре), Николай Павлов, Сергей Рогачёв (25 лет), Валерий Бровкин, Юрий Исачков, Сергей Харькин (30 лет), Владимир Закатов, Эльмира Кашаева, Ирина Тихонова (35 лет), Ольга Лебедева (40 лет), Ирина Андреева, Надежда Соколова (45 лет); работники художественно-производственных мастерских Людмила Бурова, Екатерина Петухова, Тамара Эшба, Татьяна Яковлева (15 лет); работники инженерных служб театра Юрий Акишин, Владимир Прохоренко (15 лет), Олег Крамер, Василий Овчинников (25 лет), Аловсат Меликов (30 лет), Георгий Ожог (45 лет); начальник отдела кадров Надежда Муравьёва, сотрудники бухгалтерии Альфия Васенина, Светлана Зотова, Татьяна Медведева (15 лет), Ядвига Умбрасевичюте (25 лет); работники транспортного отдела Светлана Воропанова, Дмитрий Прокофьев, вахтёры Роза Алексеева, Жанна Голубничая (15 лет); администратор организационного отдела Евгений Олейник (25 лет); педагоги и научные сотрудники Школы-студии МХАТ Борис Дьяченко, Александр Крупенин, Сергей Найденкин, Виктор Шикин (15 лет работы), Екатерина Хамаза (25 лет), Элеонора Маклакова (35 лет), Екатерина Кеслер (40 лет); сотрудники Музея МХАТ Анна Боброва, Марина Кожан, Инесса Горохова, Роман Мархолия (15 лет).
  Собравшиеся стоя приветствовали легендарных старейшин — фотографа Игоря Александрова и главного хранителя Музея МХАТ Валентину Кузину, чей трудовой стаж составляет 60 лет, и осветителя Игоря Ефимова, который пришёл работать в театр 75 лет назад, в 1943 году.

Текст Анастасии Павловой
Фотографии Валерии Новокрещёновой

Author

Поделиться: